Почему закрывают и объединяют училища?
Очередной сюрприз преподнесли реформаторы от образования. На этот раз в повестке дня оптимизация училищ и профессиональных лицеев. Пришло время навсегда с ними попрощаться – по закону «Об образовании» с 1 января 2016 года начальной ступени профобразования быть просто не должно. Как уверяют чиновники – ни о каком закрытии учебных заведений речи не идёт. Будет просто «слияние» и «присоединение». Но что на самом деле скрывается за этими, казалось бы, безобидными словами? Убрать нельзя оставить Итак, реформа коснётся 17 областных учреждений профобразования. Те училища и лицеи, которые готовят рабочих, и где обучаются от 112 до 350 человек, планируется присоединить к ведущим профильным учреждениям. Например, профессиональное училище (ПУ) № 1 в Воронеже присоединят к «Воронежскому государственному промышленно–экономическому колледжу»; ПУ № 16 в Эртиле – к «Борисоглебскому сельскохозяйственному техникуму»; ПУ № 50 в посёлке Хохольском – к «Семилукскому государственному технолого–экономическому колледжу»; ПУ № 12 в Воронеже – к «Воронежскому государственному профессионально–педагогическому колледжу»; профессиональный лицей (ПЛ) № 39 в Бутурлиновке – к «Бутурлиновскому механико–технологическому колледжу». Кто–то уже смирился со своей участью, кто–то не хочет верить в происходящее, а кто–то и вовсе отказывается говорить на эту тему. Ясно одно – переход не пройдёт безболезненно. Ещё несколько лет назад в Бутурлиновском районе действовало четыре ПТУ. Но в один прекрасный день чиновники объявили о слиянии этих училищ в одно – ПЛ № 39. По сути, все четыре учреждения просто прекратили своё существование – появилось новое учебное заведение со своей спецификой. Сегодня лицей добился успехов – это единственное место в области, где вот уже 50 лет готовят водителей для вооружённых сил страны. С 2012 г. при лицее создали центр по подготовке операторов машинного доения, попросту – доярок. Сейчас здесь учатся 180 человек, ещё 104 выпустили в январе (срок обучения – 2 года и 5 мес. – Ред.). И вот когда лицей, казалось бы, уверенно встал на ноги, имеет неплохую базу – автодром, 350 га земли, учебные автомобили, сельхозмашины и прочее – его хотят присоединить к местному техникуму. Конечно, коллектив не рад этому известию. Но делать нечего – вопрос–то решённый. По–философски относится к реорганизации директор ПУ № 16 в Эртиле. – Мы понимали, что нас ждёт реорганизация, – говорит Владимир Ермолов, директор училища. – Конечно, здесь мало приятного, всё–таки теряем самостоятельность. Да, есть свои минусы, но есть и плюсы. Статус учреждения среднего профессионального образования (СПО) выше, чем статус начального профобразования (НПО). Есть идеи об обмене студентами с Борисоглебским техникумом в будущем. Наши ребята смогут пользоваться их базой. Так что мы надеемся на лучшее. Училище, кстати, неплохо зарабатывает. Здесь 75 человек учатся на бюджете и 64 – на коммерческом отделении. Имеется и 200 га сельхозземли, которая не стоит без дела. Теперь же все заработанные средства будут уходить в техникум за 130 км... Неизвестна пока и дальнейшая судьба филиала училища в Перелёшино, где занимаются с ребятами из двух колоний. Не исключено, что его придётся закрыть. Соединить несоединимое Но пока одних присоединяют, другие сливаются. Благодаря чему в нашем регионе вместо семи училищ и лицеев возникнет три новых многоуровневых, многопрофильных образовательных организации. Чтобы было ясно: многоуровневый и многопрофильный – это, как говорят в народе, когда мухи вместе с котлетами. Итак, в Воронежский политехнический техникум сольются два существующих учебных заведения – «Воронежский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса» и «Воронежский механический техникум». Главный аргумент слияния – единый адрес учреждений и родственный профиль. Кластером по подготовке рабочих и инженерных кадров для производителей нефтегазового и химического оборудования должны стать объединённые учреждения: «Борисоглебский индустриальный техникум», «Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники» и «Профессиональное училище № 34 г. Борисоглебска». Так родится многопрофильный «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий». – Наша материальная база не идеальна, но мы плотно сотрудничаем с тремя крупными предприятиями: они предоставляют нам возможность проходить практику на заводах, мы готовим рабочих специально для них,– говорит Василий ПЕРОВ, директор Борисоглебского индустриального техникума. – Слияние – это неплохо, но оно не решит наших вопросов с базой, и, кроме того, при создании центра для машиностроения нефтегазовой промышленности нужно соединять не разноплановые учебные заведения, а учреждения одного профиля. Замечание резонное – если с техникумами всё худо–бедно ясно, то куда же в нефтегазовом кластере деваться поварам и парикмахерам из ПУ № 34? Теряем людей? «Воронежский профессиональный лицей № 53» и «Берёзовский сельскохозяйственный колледж», который располагается в Рамонском районе, объединят в одно учебное заведение. Мало того, что находятся они в разных районах, так и учат там разным профессиям. Если в Воронеже готовят поваров, кондитеров, продавцов, то в Рамонском районе – экономистов, бухгалтеров, механизаторов. Кстати, ПЛ № 53 – одно из старейших учебных заведений области – оно открылось ещё в 1929 году. Сегодня здесь занимаются около 400 студентов и работают 89 сотрудников, в том числе 54 преподавателя и мастера. – У нас приходится по два мастера на группу, – поясняет Анатолий Литвинов, директор воронежского ПЛ № 53. – Конечно, при переходе в учреждение среднего профобразования количество мастеров должно измениться. Но мы надеемся, что не придётся сокращать людей. Есть резервы, которые позволят нам выйти из ситуации с наименьшими потерями для коллектива. К чему же в итоге приведёт реорганизация? Ясно, что преподавателей, мастеров и административный корпус ждут сокращения – должна же быть экономия! Неизвестно, сколько останется бюджетных мест, какие специализации будут закрыты, сколько помещений уйдёт под иные нужды... Но, пожалуй, больше всего после исчезновения училищ и лицеев пострадают их потенциальные студенты. К сожалению, не все семьи имеют возможность отправить своего ребёнка в вуз или даже в техникум, тем более если он находится за сотню километров. Что станет с ребятами, которые не смогут продолжить своё образование после того, как они окончат школу? Неужели их удел – попасть в чернорабочие или и вовсе пополнить армию безработных? Сегодня, в кризис, когда даже квалифицированным специалистам показывают на дверь, их участь явно не завидна. Сначала делаем – потом думаем Ольга Картавцева, председатель совета Воронежского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания: – При оптимизации есть опасность, что мы потом не доберём детей. Ведь если учреждения будут объединять, то часть районов вообще останется без них. К тому же есть большая вероятность, что дети просто не доедут до учебных центров. Нередко дети выбирают те же самые учебные заведения, которые оканчивали их мамы или папы. И вот, этого учебного заведения может не оказаться рядом. С другой стороны, оптимизация позволит объединить ресурсы. Достойные специалисты на хорошей базе смогут добиться лучшего результата в плане подготовки рабочих кадров. Но сначала нужно обучить мастеров, преподавателей работать по–новому, создать современную материальную базу, а уже потом принимать решения о прекращении набора на одни специальности и открытии набора на другие. У нас же сначала оптимизация, а уже потом подготовка... Рабочих не хватает Ирина Веретенникова, директор макрорегиона «Юг» компании HeadHunter: – На протяжении последних лет мы наблюдаем нехватку квалифицированных рабочих кадров на рынке труда. На одну вакансию в сфере «Рабочий персонал» в Воронежской области приходится всего около двух резюме при оптимальном показателе – 5–6 резюме на вакансию. Профессиональных рабочих разных специальностей – фрезеровщиков, сварщиков, слесарей, машинистов – на рынке действительно мало, несмотря на конкурентоспособную зарплату, которая находится на уровне среднерыночного показателя по области. Это связано со снижением престижа этих профессий и падением уровня среднего профессионального образования. Однако, имея рабочую специальность, можно найти хорошо оплачиваемую работу в любом городе России. Например, сегодня в Воронежской области требуются машинист экскаватора с зарплатой от 54 тыс. рублей или фрезеровщик с зарплатой от 55 тыс. рублей. Где деньги? Тамара Бирюкова, председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ: – Результатом слияния учреждений начального и среднего профобразования, на мой взгляд, должно стать повышение статуса образовательных учреждений, в том числе и через укрепление их материальной базы. Однако на практике департамент финансов области в 2015 г. запретил тратить даже внебюджетные средства, которые зарабатываются усилиями коллективов и учащихся. Например, одной из организаций профобразования отказано в приобретении кранов для ремонта системы водоснабжения на сумму 28,5 тыс. руб., другой – в заправке картриджей, на что требуется всего 5 тыс. руб., третьей – в подготовке мастера производственного обучения, которое обойдётся в 44 тыс. руб. ПУ № 18 в Богучаре не смогло получить даже 2,2 тыс. руб. на дипломы о среднем профессиональном образовании! Но и это ещё не всё! На согласования ушло два месяца, в то время как в случаях со сломанным краном или разбитым окном вопросы надо решать оперативно! На днях обкому профсоюза удалось договориться с департаментом финансов о том, что теперь все организации профессионального образования получат возможность ежемесячно использовать по 10 тыс. руб. на оперативные нужды, чтобы приобреталось оборудование, программные продукты, выполнялся капитальный и текущий ремонт. Без этого никакая модернизация невозможна, а ведь это и есть – главная цель!