Евразийская интеграция за неделю: главные события

На что следует обратить внимание в странах Евразийского экономического союза за прошедшую неделю? Данный обзор освещает наиболее резонансные события на пространстве ЕАЭС 2 – 8 марта 2020 г. Внешний контур ЕАЭС: Восток Узбекистан определился с форматом участия в ЕАЭС. 7 марта 2020 г. состоялось заседание правительства Узбекистана, на котором были рассмотрены итоги аналитической оценки перспектив сотрудничества республики с Евразийском экономическим союзом, включавшей исследования ведущих независимых консалтинговых компаний по этому вопросу и научно-исследовательских учреждений, предложения и заключения зарубежных и местных специалистов. В результате было одобрено предложение об участии Узбекистана в ЕАЭС в качестве наблюдателя. «Отмечалась взаимосвязь интеграционных процессов Узбекистана во Всемирную торговую организацию и ЕАЭС. По результатам комплексного изучения воздействия сотрудничества с ЕАЭС на национальную экономику Узбекистана намечены меры, которые предстоит реализовать соответствующим министерствам и ведомствам», – добавили в пресс-службе кабмина. Решение о наблюдательстве Узбекистана в Евразийском союзе будет вынесено на рассмотрение парламента республики в ближайшее время. Напомним, в январе преимущества подобного формата сотрудничества с ЕАЭС уже озвучивал узбекистанский президент Шавкат Мирзиёев. Кроме того, на минувшей неделе стало известно, что новая Стратегия внешней торговли и интеграционного сотрудничества Узбекистана будет учитывать курс Ташкента на сближение с Евразийским союзом и с ВТО. Ее проект собираются представить к 1 июля. В принятой на 2020 г. госпрограмме отмечается, что в течение года правительство и парламент республики всесторонне обсудят и подготовят «обоснованные выводы сотрудничества с ЕАЭС в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе». Между тем, согласно статистике Министерства внешней торговли и инвестиций Узбекистана, также опубликованной на минувшей неделе, в 2019 г. внешнеторговый оборот республики со странами «евразийской пятерки» вырос на 18,7% по сравнению с 2018 г., достигнув отметки в $11,2 млрд. При этом больше половины этого объема ($6,6 млрд) приходится на торговлю Узбекистана с Россией. Как отмечал в феврале премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов, вступление в ЕАЭС могло бы значительно улучшить положение находящихся в России трудовых мигрантов-узбекистанцев. Хотя роль наблюдателя не дает в этом отношении тех же преимуществ, что и полноправное членство, уже сейчас Ташкент и Москва вводят двусторонние инструменты для упрощения жизни мигрантов. Так, в начале минувшей недели в узбекистанской столице открылся первый Единый миграционный центр, где желающим отправиться на заработки в Россию гражданам Узбекистана будут оказывать юридическую помощь в оформлении необходимых документов. При центре будут работать курсы русского языка, а также будет предоставляться психологическая помощь, в рамках которой будущие мигранты узнают, как легче адаптироваться к переезду и жизни в другой стране. Подробнее о сотрудничестве Узбекистана с Россией и форматах взаимодействия республики с ЕАЭС читайте в материале «Евразия.Эксперт». Внешний контур ЕАЭС: Запад Международные организации отчитались о проведенных в Беларуси проверках. На минувшей неделе в Беларуси завершила свою работу миссия Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по комплексной оценке развития национальной инфраструктуры ядерной энергетики (INIR 3). Эксперты международной организации оценили готовность республики к запуску Белорусской АЭС, ввод в действие первого энергоблока которой запланирован в ближайшее время. По словам замглавы МАГАТЭ Михаила Чудакова, проверку и республика, и сама станция прошли успешно: никаких технических претензий к станции у организации нет. Специалисты выдали республике лишь 7 рекомендаций общего характера. В Министерстве энергетики Беларуси уже разрабатывают внутренние мероприятия для реализации полученных предложений. При этом эксперты выделили 5 примеров положительного опыта Беларуси, которые могут быть использованы другими странами. Они касаются координации программ и проектов, использования независимых экспертных обзоров, сотрудничества с регулирующими органами других стран, взаимодействия с международными заинтересованными сторонами и обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям. «Беларусь выполняет все требования МАГАТЭ и приглашает все проверки, является образцово-показательной страной. Далеко не каждая страна приглашает все проверки МАГАТЭ», – подчеркнул Чудаков в беседе с журналистами. Минэнерго Беларуси также пригласило в республику миссию Международной консультативной службы по физической защите (ИППАС). Эта проверка должна будет состояться в 2021 г. Гораздо меньше позитива в отношении Минска высказали 5 марта в Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, которое опубликовало окончательный доклад по итогам наблюдения за состоявшимися в Белоруссии 17 ноября прошлого года парламентскими выборами. Европейские чиновники составили список из 32 рекомендаций по повышению «демократичности» выборов. Согласно опубликованному БДИПЧ ОБСЕ документу, Минску предлагается «всесторонне пересмотреть избирательную правовую базу, чтобы учесть предыдущие рекомендации», «привести законодательство, регулирующее свободу ассоциации, собраний и выражения мнений, в соответствие с международными стандартами», а также «обеспечить право отдельных лиц и групп создавать политические партии или организации без неоправданных ограничений и иметь право конкурировать друг с другом на равной основе». Подробнее о сложностях отношений Минска и Брюсселя читайте в материале «Евразия.Эксперт». Внутри ЕАЭС: интеграция ОДКБ готовится обрести первых наблюдателей и партнеров. 5 марта генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Станислав Зась посетил с визитом Минск, где встретился с военным и политическим руководством Беларуси. Предметом обсуждения на переговорах стали вопросы внешнеполитической координации стран ОДКБ, военно-экономического сотрудничества, подготовка майского заседания Совета министров иностранных дел организации, а также консультации по евразийской и евроатлантической безопасности, проведение которых запланировано перед заседанием СМИД. Как сообщил генсек на встрече с журналистами, вступило в силу решение о введении статуса партнеров и наблюдателей ОДКБ, и на сегодняшний день секретариат организации готовит списки возможных кандидатов. Таким образом вокруг блока ОДКБ будет сформирован «пояс добрососедства». «В качестве потенциальных партнеров и наблюдателей мы рассматриваем международные организации, с которыми уже сложилось практическое взаимодействие – это, в первую очередь, СНГ, ШОС, ОБСЕ», – сообщил Зась на встрече с главой белорусского МИД Владимиром Макеем. Кроме того, на рабочей встрече представителей оборонных ведомств Организации 3-5 марта были обсуждены практические вопросы совместной подготовки Коллективных сил. Как сообщает пресс-служба ОДКБ, речь в том числе шла об участии в совместных военных учениях представителей Международного Комитета Красного Креста, Сербии, Узбекистана. Так, сербские представители войдут в состав участников командно-штабного учения «Нерушимое братство-2020», а узбекистанские – станут наблюдателями в совместном учении «Рубеж-2020». О том, каким угрозам ОДКБ готовится противостоять в 2020 г., читайте в материале «Евразия.Эксперт». Активная работа над евразийской интеграцией шла на минувшей неделе и в Евразийской экономической комиссии. Так, завершается работа над проектом «Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.», который должен стать «принципиально новым форматом» планирования союзного строительства. По словам председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича, остается согласовать 8 позиций, а найден консенсус уже по 320. Между тем, в Комиссию продолжают поступать предложения от стран-участниц: на 4 марта Беларусь, Казахстан и Россия озвучили еще 9 новых идей. Что касается менее глобальных вопросов, то в ЕЭК сообщили об успехах в устранении ряда интеграционных препятствий. Так, Беларусь готовит изменения в законодательство, которые позволят ликвидировать запрет на открытие на ее территории филиалов зарубежных компаний. Ранее республика оставалась единственной страной «евразийской пятерки», где компании стран ЕАЭС не могли создать филиал. Кроме того, Беларусь приступила к реализации 3 этапа Программы либерализации каботажных автомобильных перевозок грузов в ЕАЭС, утвержденной в 2015 г. О готовности к запуску 3 этапа также заявили Армения и Кыргызстан. Елена Добрынина, редактор аналитического издания «Евразия.Эксперт»

Евразийская интеграция за неделю: главные события
© Евразия Эксперт