Ещё

Зачем Беларуси нужно участие в ШОС? 

Зачем Беларуси нужно участие в ШОС?
Фото: Евразия Эксперт
Президент 13‑14 июня участвует в заседаниях , где  имеет статус наблюдателя. Это наиболее высокий статус для официального , который может предоставить ШОС согласно собственному уставу. Для чего Беларуси участвовать в заседаниях ШОС? Каков интерес в ней официального Минска? На эти и другие вопросы в своей статье дает ответы сопредседатель редакционного совета «Евразия. Эксперт» Петр Петровский.
Восточный вектор
С 2009 г. Беларусь участвует в различных форматах ШОС, где затрагиваются темы от вопросов безопасности до торгово-экономических и других проблем. И хоть официальный Минск не может стать полноправным членом ШОС в связи с уставными ограничениями членства азиатским регионом, но, тем не менее, для Республики эта организация играет одну из ключевых ролей.
Во-первых, Беларусь находится на основных транзитных путях из Восточной и Центральной Азии на Запад. Это ставит на повестку дня вопросы борьбы с наркотрафиком, торговлей оружием, людьми, терроризм и нелегальную миграцию. Функционал же ШОС включает в себя три компонента: безопасность, гуманитарное и экономическое сотрудничество. В рамках ШОС происходит координация действий стран-участниц по борьбе с вышеупомянутыми вызовами. Прежде всего, разрабатываются и принимаются меры по минимизации афганской проблемы, что немаловажно для официального Минска.
Во-вторых, локомотивом развития ШОС являются две страны, с экономиками которых Беларусь связана самым тесным образом. И если с  у нас имеется формат стратегического союзничества, то с  — стратегического партнерства. Исходя из задачи по диверсификации экспорта, стоящей перед белорусской экономикой, ШОС становится одной из площадок по ее решению. Многочисленные белорусско-китайские проекты (Белорусско-китайский индустриальный парк, БелДжи и т.д.) требуют решения задачи по сопряжению китайской инициативы «Одного пояса, одного пути» (ОПОП) и различных форматов евразийской интеграции. Именно такие темы и вопросы поднимаются в рамках ШОС, т.к. организация в той или иной мере объединяет как участников и ОДКБ, так и участников ОПОП.
Более того, в том или ином статусе ШОС объединяет около 3 млрд человек, т.е. представляет собой огромную емкость рынка. Вопрос диверсификации экспорта, а если точнее — его наращивания в страны дальней дуги, опять же, может быть решен через ШОС. В ней присутствуют страны с наиболее емким рынком, куда возможно наращивание белорусского экспорта с высокой добавочной стоимостью. Именно комплементарность рынков стран ШОС к белорусскому экспорту и выступает одной из центральных причин такого интереса Беларуси к данному формату
В-третьих, формат ШОС, обеспечивающий присутствие в том или ином качестве 23 стран, позволяет белорусской стороне использовать ее как мобильную переговорную площадку. Президенту и ведомствам не понадобится организовывать дорогостоящие визиты в отдельные страны: переговоры на полях саммитов ШОС можно проводить со всеми участниками организации.
Противодействие трампизму и торговым войнам
Одной из главных тем Саммита ШОС является вопрос противодействия протекционизму и торговым войнам, которые содействует замедлению мирового развития и чреваты глубокой рецессией экономики. ШОС объединяет на своей площадке те страны, которые выступают за формирование многополярного мира и против монополии одной страны на мировое господство. Более того, в ШОС имеются страны, у которых существуют традиционные противоречия с США. Часть стран находится под санкционным давлением Вашингтона.
Поэтому сегодня Шанхайская организация сотрудничества становится также и площадкой по формированию альтернативного западному дискурса, а возможно и проекта. При этом для участников приходит время проверки, насколько пострадавшие от санкций и торговых войн США страны могут быть солидарны между собой, координировать свою внешнюю политику и быть «в одной лодке».
На данный момент эти страны разрознены. Они не готовы координировать свои действия, проводить совместную внешнюю политику, а тем более интегрироваться между собой. Это позволяет США вдобавок играть между ними, сеять недоверие и усиливать собственное влияние. ШОС в этой связи могла бы стать тем механизмом и международным институтом, который бы позволил преодолеть имеющуюся слабость конкурентов США и сделать их сопротивление американскому давлению более эффективным и действенным.
Хельсинки-2 в ШОС Для официального Минска ШОС потенциально может быть одной из площадок продвижения инициативы «Хельсинки-2». Известно, что выход США из ДРСМД больше вызван отсутствием в нем Китая. США хотели бы вовлечь КНР, а возможно и других акторов для ограничения определенных вооружений. Во-вторых, и сам Китай становится одной из ведущих стран мира, претендуя потеснить США. Разрушенная система прежних хельсинских соглашений включала только страны советского и евроатлантического блоков. Поэтому Китай, Индия, Иран, Пакистан и некоторые другие страны ШОС оказались за бортом .
Понятно, что рост роли КНР, Индии, потребность установления внемилитарных правил игры на Ближнем Востоке, решение вопросов территориальных споров поставит задачу использования именно ШОС как площадки или отправной точки в формировании новой континентальной системы безопасности.
Для Минска это означает только одно. ШОС должна использоваться для продвижения инициативы «Хельсинки-2». Беларусь в рамках ШОС могла бы стать переговорной площадкой с другими подобными организациями, прежде всего ОБСЕ. Именно в таких форматах потенциально и может ставиться вопрос о моделях решения существующего противостояния и рассматриваться модели новой континентальной системы безопасности.
Петр Петровский, белорусский политолог, сопредседатель редакционного совета «Евразия. Эксперт», директор консервативного центра NOMOS (Минск)
Гей-пара сбежала в США, прихватив усыновленных детей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео