Эпоха Назарбаева закончилась или что ждёт Казахстан в будущем?
Москва, 20 марта - "Вести.Экономика" Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сложил с себя полномочия главы государства. Уже сейчас можно сказать, что трансфер власти в Казахстане пройдёт успешно. Нурсултан Назарбаев сохраняет за собой пост председателя Совета безопасности, позволяющий контролировать как социальные так и экономические вопросы, таким образом у преемника Касым-Жомарт Токаева, который на данный момент является председателем сената парламента Казахстана, будет опытный наставник. Касым-Жомарт Кемелевич Токаев родился 17 мая 1953 года в Алма-Ате. В 1970 года поступил в МГИМО, на пятом курсе направлен на преддипломную практику в Посольство СССР в КНР. С 1975 года работал в МИД СССР, работал в советском посольстве в Сингапуре. В 1992 году Токаев был назначен замминистра иностранных дел Казахстана, а спустя два года стал главой МИД Казахстана. В 1999 году Токаев пришел в правительство заместителем премьер-министра, а уже через полгода возглавил его. С 2002 по 2007 годы Токаев работает госсекретарем – министром иностранных дел. В 2011 году Касым-Жомарт Токаев работает заместителем Генсека ООН, Гендиректором Отделения ООН в Женеве и личным представителем Генсека организации на Конференции по разоружению. Токаев — доктор политических наук и автор девяти книг и множества статей по вопросам международных отношений. В 2013 году он избран председателем Сената парламента Казахстана. На пути к реформам Назарбаев готовил свой уход еще с середины прошлого года, когда была запланирована реализация масштабной программа “100 шагов, 5 реформ”. Уже в некоторых областях наблюдаются умеренные успехи, например, создание международного финансового центра. Предложенные президентом Третья модернизация и "План нации - 100 конкретных шагов" направлены на ускоренное проведение реформ. Полное выполнение Пяти институциональных реформ должно привести к серьезному увеличению доли малого и среднего бизнеса и снижению доли государства в экономике, "расчистке" банков, повышению доверия к судам и правоохранительной системе. Однако и проблем достаточно, о чём свидетельствовала недавняя отставка правительства с формулировкой "плохо работают". Полным ходом идет интеграция в общую инфраструктурную схему Азии. В частности, китайский мегапроект “Один пояс - один путь”. Китайская угроза Новому руководству придется столкнуться с серьезными вызовами. Китай традиционно интегрируя страны в свой проект агрессивно продавливает особые условия. При этом первый опыт показал, что китайский интерес охлаждается прямо пропорционально с принципиальностью или упрямством властей некоторым стран по некоторым вопросам. Пекин не готов учитывать интересы своих партнеров. Китай постулирует свою приверженность ранее данным обещаниям инвестировать миллиарды долларов в строительство инфраструктуры "Шелкового пути". Однако для получения этих инвестиций есть ряд условий: Пекин настаивает на том, чтобы реализацией проекта занимались исключительно китайские компании, которые привлекают китайских рабочих. В исключительных случаях Китай готов снизить квоту на китайских рабочих, но пока это удалось только Казахстану. Можно ожидать, что на преемника давление со стороны Китая в виде новых предложений усилится. [ВИДЕОВРЕЗКА]В Астане на форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана обсуждали, как вернуть взаимную торговлю на траекторию роста. Как оценивают перспективы сотрудничества с Казахстаном и другими странами Евразийского экономического союза в ТПП?[/ВИДЕОВРЕЗКА] ЕАЭС и проблемы Интеграционные процессы с ЕАЭС - в стадии консолидации. Некоторые инициативы буксуют из-за санкций. В январе-декабре 2018 г. взаимная торговля Республики Казахстан со странами ЕАЭС составила $19,114 млрд, что на 7,5% больше, чем в январе-декабре 2017 г.. В том числе экспорт Казахстана в страны ЕАЭС составил в прошлом году $5,892 млрд (+ 12%), импорт - $13,223 млрд (+ 5,6%). Во внешнеторговом обороте Казахстана со странами ЕАЭС на долю России пришлось 91,8%, Киргизии - 4,5%, Белоруссии - 3,6%, Армении - 0,1%. Непонятно, как именно американские ограничительные меры будут действовать на Казахстан как на одного из основных экономических партнёров России, и Астана по ряду пунктов предпочитает не рисковать. Некоторые инициативы остаются только инициативами из-за санкций. Непонятно, как именно американские ограничительные меры будут действовать на Казахстан как на одного из основных экономических партнёров России, и Астана по ряду пунктов предпочитает не рисковать. При этом основные экономические задачи и проблемы Казахстана сходны с российскими: это таргетирование инфляции, стабилизация валютного рынка при переходе от коридора к плавающему курсу, выравнивание торгового и платёжного баланса, он Казахстане отрицательный и ускорение темпов роста ВВП. С этими вызовами так же придется разбираться новому президенту. 25 февраля 2019 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил новые кандидатуры на пост премьер-министра и председателя Национального банка страны, сообщали "Вести.Экономика". Новым главой Нацбанка вместо Данияра Акишева был назначен Ерболат Досаев, ранее занимавший пост вице-премьера. Аскар Мамин был назначен на должность премьер-министра Республики Казахстан. 4 марта 2019 г. Нацбанк Республики Казахстан принял решение сохранить базовую ставку на уровне 9,25% с неизменным коридором процентных ставок +/-1 п. п. Годовая инфляция продолжила снижение и в феврале сформировалась ниже середины целевого коридора. Однако сохраняются риски повышения инфляционного фона, в том числе связанные с несбалансированностью динамики составляющих инфляции. Денежно-кредитные условия остаются нейтральными. Реальные рыночные процентные ставки находятся на уровне, достаточном для достижения целевого ориентира по инфляции и одновременно способствующем поддержанию темпов роста экономики на потенциальных уровнях. В случае отсутствия шоков годовая инфляция продолжит формироваться вдоль уровня верхней границы целевого коридора 4-6% на 2019 г., заявили в Нацбанке. На данный момент у Казахстана есть несколько слабых мест. Во-первых, зависимость от цен на сырьё, прежде всего на нефть, во-вторых, непрозрачная макростатистика, ну и наконец, нехватка управленческих кадров. Новому правительству страны придётся решать эти проблемы.