Ещё
Кнайсль вспомнила танец с Путиным и пошла против РФ
Кнайсль вспомнила танец с Путиным и пошла против РФ

Молдавия — рухнувший мост между Востоком и Западом 

Фото: ИноСМИ
Часть политиков на востоке Европы настаивают на необходимости занимать во внешней политике как можно более нейтральную позицию между Россией и западными странами. Нередко это называют «мостом между Востоком и Западом», обещая безграничные возможности, экономический рост и процветание только лишь за счет посредничества. И в Латвии эта идея не была чуждой — с момента восстановления независимости до наших дней такие политические веяния с разной степенью открытости или скрытости сопровождают каждую кампанию по выборам в парламент. Но в данном контексте стоит посмотреть на Молдавию, которая является типичным такого рода «мостом». Создавая его, Молдавия находится в длительном политическом кризисе, и последние события подтверждают: каждому маленькому государству необходима ясная внешнеполитическая ориентация.
Общество Молдавии после развала Советского Союза по-прежнему сохраняет неоднозначное отношение как к Западу, так и к России. Последние опросы общественного мнения показывают, что в Молдавии высокий уровень поддержки и Европейскому Союзу, и Евразийскому экономическому союзу. Это также ярко отражается в хаотичном политическом устройстве, когда отдельные институты и посты контролируют прозападные силы, но одновременно в такой же большой степени представлен и прокремлевский фланг.
Политическое устройство Молдави
Политическую среду Молдавии контролируют местные олигархи, бизнес которых ориентирован и на Запад, и с учетом исторических условий — на Россию. Наиболее влиятельный молдавский олигарх — Владимир Плахотнюк, контролирующий левоцентристскую Демократическую партию Молдавии (PDM). PDM вместе с правоцентристскими Либерально-демократической партией Молдавии PLDM и Либеральной партией (PL) получили 55 мест в парламенте из 101 и образуют условно проевропейскую коалицию. В свою очередь, крайне левая Партия коммунистов Республики Молдова (PCRM), у которой 21 депутат, и социально-консервативная Партия социалистов Республики Молдова (PSRM) с 25 местами в парламенте находятся в оппозиции.
Такое политическое устройство, при котором доминируют интересы бизнеса, резкое столкновение мнений о внешнеполитическом курсе государства, правах различных нацменьшинств и об ориентации в смысле ценностей нередко блокируют усилия Молдавии по реформированию важных отраслей (к примеру, сферы юстиции и социального страхования) и мешают достичь ощутимого, а не только статистического экономического роста.
В период с 2000 по 2016 годы президента Молдавии избирал парламент. Однако 4 марта 2016 года Конституционный суд признал решение от 2000 года антиконституционным, и поэтому последний президент Молдовы в 2016 году избран на прошедших в два тура всеобщих выборах.
Борьба была очень ожесточенной и в лучших традициях продемонстрировала глубокий раскол жителей Молдавии на сторонников Востока и Запада.
В первом туре президентских выборов победил бывший член PCRM и лидер PSRM Игорь Додон, набрав 48%. Второй осталась проевропейски ориентированная экс-министр образования Майя Санду с 38% сторонников. Во втором туре Додону с небольшим перевесом (52%) удалось опередить Санду (48%). После президентских выборов сложилась неудобная ситуация: парламент находится в руках условно проевропейских сил и Плахотнюка, в то время как на президентском посту реализуется явно прокремлевская политика.
В реальности политика Молдавии главным образом опирается на «возможность взять», и нередко проповедуемые Россией или Западом ценности принимаются только формально, чтобы соответствующая политическая сила, которая в данный момент находится у власти, получила выгоду.
Таким образом, политические группировки финансово обеспечивают возможность своего существования, а реальные реформы в стране не проводятся. В большинстве случаев создается фасад правового и демократического государства, за которым скрываются коррупция и расхищение государства.
После развала Советского Союза Молдавия по-прежнему является одной из самых бедных стран Европы, что заставило значительную часть граждан эмигрировать. По различным подсчетам, за границей работают приблизительно 25-45% молдаван, а их денежные перечисления образуют 20-35% ВВП Молдавии.
Последняя вспышка длительного политического кризиса
С момента избрания Додона президентом Молдавии отношения прозападной и пророссийской политической элиты остаются напряженными. В то время как правительство, по меньшей мере, формально старалось создать впечатление, что взят курс на интеграцию в ЕС, президент совершенно открыто реализовал прокремлевскую политику, регулярно посещая Россию и встречаясь там с высокопоставленными должностными лицами.
Внешнеполитический диссонанс отразился также на внутренней политике Молдавии. Правительство абсолютно прямолинейно рекомендовало Додону не заниматься формированием параллельной внешней политики, но президент эти рекомендации игнорировал, что еще больше отдалило работу этих двух важных институтов государства от синхронизации. В результате в мае и июне 2017 года разразился также дипломатический скандал между Россией и Молдавией, когда обе стороны выдворили сотрудников дипломатических представительств. В свою очередь, позже, после того как Додон отказался утвердить новых министров правительства и подписать направленный против России «закон об антипропаганде», Конституционный суд дважды отстранял его от должности президента. Упомянутые случаи ярко свидетельствуют о расколе в Молдавии как во внутренней, так и во внешней политике.
Правительство по-прежнему терзает призрак финансового скандала из-за хищения одного миллиарда евро из системы государственных банков, в которое были вовлечены также финансовые институты Латвии. К скандалу напрямую причастны образующие правительство партии и представляющие их высокопоставленные должностные лица, что повлекло резкую потерю рейтингов. Есть вероятность того, что и правительство после намеченных на ноябрь этого года парламентских выборов будет сформировано из лояльных Додону сил — рейтинги входящих в состав нынешнего кабинета министров партий в общей сложности ниже, чем у PSRM. К тому же, принятые в 2017 году поправки в Закон о выборах меняют избирательную систему с пропорциональной на смешанную. В выигрыше от этого будут непосредственно PSRM Додона и PDM Плахотнюка, в то время как маленькие проевропейские партии, от которых зависит стабильность нынешнего правительства, значительно потеряют.
По всей вероятности, избирательная кампания будет проходить именно с позиций ценностей — с призывами к гражданам Молдовы выбрать внешнеполитический курс государства. С учетом крайне острых экономических и социальных проблем, коррупции и скандалов в связи разворовыванием государства избирателям сделать выбор будет нелегко.
Длительное построение моста между Востоком и Западом оставило глубокие рытвины в развитии Молдовы, к тому же, этот мост непригоден для проезда.
Молдавии необходим политический и социальный выбор о своем будущем в Европе или Евразии, чтобы государство, наконец, смогло взяться за реальные реформы. Разумеется, Латвии и ЕС выгоднее сохранить Молдову в своей сфере влияния — привлекательность служит сильным оружием на международной арене.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео