Ещё
"Путин направил сигнал Израилю"
"Путин направил сигнал Израилю"

Устоит ли молдавская государственность? 

Фото: Деловая газета "Взгляд"
Молдавская республика впервые за время своего существования вступает в открытую конфронтацию с Москвой. Сам по себе этот конфликт не слишком опасен, однако уже сейчас он имеет для Кишинева весьма серьезные осложнения. Год назад выборы президента Молдавии выиграл Игорь Додон — кандидат, который открыто позиционировал себя как сторонника сближения с Россией. Это породило надежды на изменения внешнеполитического курса этой небольшой восточноевропейской страны.
Помимо исторических сентиментов и общих геополитических соображений эта тема важна еще и потому, что недружественная политика Молдавии способна создать России проблемы в Приднестровье — непризнанной республике, находящейся под фактическим протекторатом Москвы.
Спустя год ожидания от избрания Додона сменились разочарованием — пророссийский президент фактически отстранен от власти, а Конституционный суд страны своим демонстративным одобрением смены государственного языка с молдавского на румынский демонстрирует не только реальный внешнеполитический вектор Молдавии, но и бьет по молдавской государственности как таковой.
В 2017 году Молдавия и Украина предприняли ряд скоординированных действий, наносящих урон российским интересам в Приднестровье. Киев и Кишинев внедряют совместный контроль над восточной границей самоопределившейся республики и, тем самым, осложняют российско-приднестровское экономическое взаимодействие.
Кишинев попытался отказаться от закупки электроэнергии, вырабатываемой на Молдавской ГРЭС — крупнейшим приднестровским предприятием, которое контролируется российским бизнесом. В качестве альтернативного поставщика электричества выступает украинская кампания «DTEK Trading». Тирасполю это грозит существенными бюджетными потерями и необходимостью обращаться за дополнительной экономической помощью к Российской Федерации.
Основной мотив данных шагов Молдовы очевиден — экономическое ослабление «мятежного региона», принуждение его к подчинению этнократичному кишиневскому режиму.
Однако в борьбе за эту цель Молдова рискует окончательно испортить отношения с Москвой.
Парадокс в том, что исторически именно Российское государство, а никак не Украина и тем более не Румыния является главным гарантом существования Молдавской республики.
В связи с этим не лишним вспомнить, что когда в 1924 г. в Советском Союзе решался вопрос о воссоздании молдавской государственности (в 1917 г. Молдавская республика в Бессарабии была ликвидирована Румынией) развернулась острая дискуссия о ее форме.
Власти Украинской ССР, в приднестровском регионе которой создавалась молдавская автономия, настаивали на том, что она должна получить статус обычной области. Молдавская Автономная Республика в составе УССР была учреждена лишь под нажимом Москвы.
Союзная Молдавская Республика в СССР была образована в 1940 г. И в этом случае союзному центру пришлось серьезно корректировать политику Киева.
После занятия 28 июня 1940 г. Бессарабии Красной Армией там стали формироваться партийно-государственные структуры УССР. Глава компартии Украины Никита Хрущев прибыл в Кишинев уже на второй день после эвакуации румынских властей.
Первые полосы центральных советских газет изобиловали тогда статьями о том, как «тысячи угнетенных украинцев» в Кишиневе и других городах Бессарабии торжествуют по поводу воссоединения с Советской Родиной; что «история Бессарабии всеми нитями связана с украинским народом».
Надо признать, что в этническом плане Бессарабия не вполне соответствовала критериям образования здесь национальной союзной республики.
Принять данные румынских переписей населения советские власти не могли, а по последним статистическим данным Российской империи к началу революционных событий 1917 г. молдаване не обладали абсолютным большинством среди жителей Бессарабии (их доля составляла 47,6%). В случае соединения Бессарабии и Приднестровья в объединенной республике доля молдавского населения становилась еще меньше.
Все шло к тому, что Бессарабия станет частью Молдавской Автономной Республики, которая, в свою очередь, останется в составе Украины. Однако 10 июля 1940 последовало синхронное принятие обращений партийными и государственными органами Украины и Молдавской автономии о создании Молдавской ССР.
Эти обращения были направлены в адрес Верховного Совета СССР и дали старт массовым выступлениям трудящихся в поддержку создания союзной Молдавской республики.
Изменить первоначальный план интеграции Бессарабии с Украиной могло лишь решение, принятое на уровне Союзного центра. Очевидно, что оно принималось не по инициативе украинского руководства. Ведь в этот период первый секретарь ЦК КП (б) У исповедовал наступательную тактику в территориальных спорах с соседями.
По воспоминаниям главы компартии Белоруссии Пантелеймона Пономаренко, в конце 1939 г. Н. Хрущев пытался даже присоединить к Украине большую часть Беловежской пущи, западно-белорусские города Брест, Пинск, Кобрин.
В августе 1940 г. развернулась борьба за территориальное разграничение Украины и Молдавии. Если бы за МССР сохранились все районы бывшей Молдавской автономии в Приднестровье и вся Бессарабия, это была бы шестая по величине республика Советского Союза с населением 3,5 млн человек.
Однако весовые категории руководителей двух союзных республик были слишком не равны.
УССР смогла заполучить значительную часть Приднестровья (с городками Котовск и Балта), северную и южную части Бессарабии с городами Хотин, Измаил, Аккерман (в будущем — Белгород-Днестровский), почти 190 км. морского побережья и выход к Дунаю.
За получение статуса союзной республики Молдавия заплатила дорогую цену, основным же выгодополучателем этой сделки стала Украина.
РСФСР, кстати, имела на южно-бессарабские земли прав не меньше, чем УССР. Даже по данным румынской статистики начала 30-х годов русские (включая старообрядцев — липован) были самым многочисленным этносом Измаильского уезда (около 29% жителей). В самом Измаиле доля русских достигала почти 60%.
В соседнем Аккерманском уезде около четверти жителей были русскими (это также самый высокий показатель среди этнических групп). Тем не менее, РСФСР претензий на Южную Бессарабию не заявляла.
Руководители Молдавской ССР 40-50-х годов осознавали, что новые границы внутри Бессарабии сдерживают социально-экономическое развитие республики. В 1946 г. на имя Иосифа Сталина была подана докладная записка главы компартии и председателя правительства Молдавии с просьбой о возвращении республике районов юга и севера Бессарабии.
Обращение аргументировалось отсутствием у Молдавии черноморских и дунайских портов, нехваткой посевных площадей, богатых рыбных водоемов, месторождений строительных материалов, бурого угля. Все это в изобилии имелось на бессарабских землях, отошедших к Украине. Однако тогда для пересмотра территориального разграничения кишиневским политикам не хватило влияния и настойчивости.
Сегодня Молдавская республика впервые за время своего существования вступает в открытую конфронтацию с Москвой — глобальным политическим центром, который в свое время обеспечил воссоздание молдавской государственности.
Сам по себе этот конфликт не слишком опасен, однако уже сейчас он имеет для Кишинева весьма серьезные осложнения: усиление унионистских (прорумынских) настроений в молдавских элитах, геополитический раскол в обществе и среди регионов, массовый исход населения на фоне продолжающегося сокращения промышленного производства.
Устоит ли в этих условиях молдавская государственность? Также как 100 лет назад, этот вопрос не имеет однозначного ответа.
Игорь Иваненко, политолог, историк, эксперт Института русского зарубежья
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео