Почему Белоруссия выбирает китайский путь экономических реформ
Белорусские власти готовятся к проведению серьёзных экономических реформ. Весной текущего года в стране был создан Совет по развитию предпринимательства, в сентябре Александр Лукашенко издал два указа, которые изменили в лучшую сторону ситуацию с малым бизнесом. Вскоре ожидается подписание президентом декрета, направленного на дальнейшую либерализацию коммерческой деятельности. Эксперты отмечают, что Белоруссия пойдёт по пути Китая: государство будет контролировать ключевые предприятия, но даст свободу менее крупным игрокам рынка. При этом политический строй останется неизменным. RT выяснял, как власти республики собираются использовать китайский экономический опыт. Проблема выбора Рост белорусской экономики остановился в декабре 2014 года, с тех пор страна живёт в условиях кризиса. Хотя по формальным признакам рецессия в республике закончилась: ВВП находится в зоне положительных значений более двух кварталов подряд. Совмин утверждает, что его план по выходу из кризиса сработал. Министры заверяют, что старая модель по-прежнему сильна и конкурентоспособна. Однако эксперты считают, что это результат действий белорусской власти по экстренному стимулированию экономического роста. Плюс сложилась благоприятная ситуация на традиционных для белорусских производителей рынках сбыта, экономический рост наблюдается в Центральной и Восточной Европе. По прогнозу МВФ, в 2017 году ВВП в переходных странах Центральной и Восточной Европы увеличится на 4,5% и до 2022-го не опустится ниже 3,2%. Развивающиеся страны Азии будут расти на 6,2—6,5% ВВП в год. Даже развитые государства в 2017 году покажут экономический рост на 2%. Поэтому белорусские +1,7% на этом фоне не являются чем-то экстраординарным. Разговоры о реформах идут в Белоруссии с начала 2015 года. Но только сейчас они начали воплощаться в реальные президентские решения. «Экономика Беларуси, лишившись подпитки российскими дотациями, моментально показала свою неэффективность — ведь она была законсервирована с 1994 года, по сути, как квазисоциалистическая, — прокомментировала ситуацию в беседе с RT белорусский политолог Светлана Гречулина. — С другой стороны, Александр Лукашенко всегда считал: если дать волю предпринимателям, то они очень быстро, разбогатев, захотят влиять на политику». По мнению эксперта, у белорусского руководства не осталось выбора — только развитие малого и среднего бизнеса, то есть экономическая либерализация. И тут очень привлекательной для белорусского президента оказалась китайская модель: либерализация в экономике при сохранении жёсткого политического режима. Китайский вектор Главное, что привлекает белорусское руководство в китайской модели реформ, — это её нацеленность на экономическое развитие при сильной социальной направленности. То есть способность страны находить баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Второй момент — участие государства во всех этапах и на всех уровнях реформ. Традиционные либеральные экономисты (в том числе и в Белоруссии) считают, что, освободив цены и открыв экономику внешнему миру, государство может самоустраниться — далее всё будут регулировать рыночные механизмы. В странах традиционного капитализма, возможно, так и происходит. Но в государствах с переходной экономикой, особенно в начале такого перехода, власти не могут позволить себе подобный риск. Жители деревни Малдути (Гродненская область) покупают продукты в автолавке, доставляющей продовольственные и потребительские товары в населённые пункты, в которых нет стационарных магазинов. РИА Новости Исходя из такой концепции, и Белоруссия, и Китай отказались от шоковой терапии и теперь реформируют свои экономики последовательно, согласно принятым планам. До сих пор реформирование государственной политики в сторону поддержки частного бизнеса в Белоруссии двигалось крайне медленно, по ленинскому принципу «шаг вперёд — два назад». Но теперь преобразования пошли полным ходом. Аналогично было и в Китае: там многие реформы продвигались стремительно, например создание сектора малого и среднего предпринимательства. А семейный подряд вообще был введён фактически за одну ночь. Однако этому предшествовало долгое созревание проблемы, её формулирование и принятие прагматичного решения. Минск и Пекин придерживаются одинаковой стратегии и в вопросе длительного сохранения крупных предприятий в госсобственности, и в их поддержке через системообразующие банки при одновременном рыночном реформировании торговли, сферы услуг, выращивании сектора малого и среднего бизнеса. Прежде чем передать госпредприятия частным собственникам, последних следует вырастить в негосударственном секторе. Ещё одна общая черта белорусской и китайской экономик — их внешняя открытость и ориентация на экспорт как движущую силу экономического развития. Белорусский экономист Сергей Чалый в издании Naviny.by подчёркивает, что именно китайский опыт используется реформаторами в правительстве как аргумент для Александра Лукашенко, чтобы «продавить» экономические реформы. Не секрет, что предыдущие 20 с лишним лет президент Белоруссии особо не жаловал предпринимателей и даже обещал «пожать руку последнему бизнесмену». Большие надежды Ещё весной по распоряжению белорусского лидера был создан Совет по развитию предпринимательства. К 1 октября совет должен был подготовить и положить на стол Александру Лукашенко большой пакет документов, предусматривающих радикальные меры по «раскрепощению предпринимательской инициативы». Однако в совет вошли в основном госчиновники, а возглавил его экс-глава Нацбанка Пётр Прокопович, которого белорусы помнят в связи с финансовыми потрясениями 2009 и 2011 годов. Заседание белорусского Совета по развитию предпринимательства © ced.by Неудивительно, что процесс «раскрепощения предпринимательской инициативы» застопорился. В результате 10 октября Лукашенко снял Прокоповича с должности главы совета и ввёл в эту структуру известного в Белоруссии экономиста-либертарианца, кандидата в президенты на выборах 2010 года Ярослава Романчука. Это стало шоком для всех — от оппозиции (Романчук был её «экономическим знаменем») до правительственных чиновников экономического блока. С момента этой перестановки прошло две недели, и теперь со дня на день ожидается подписание президентом декрета под условным названием «О развитии предпринимательства». Reuters В сентябре Александр Лукашенко уже подписал два указа — №337 и №345, которые радикально изменили в лучшую сторону статус и возможности малого бизнеса. Этими распоряжениями Лукашенко были ограничены полномочия контролирующих органов, для индивидуальных предпринимателей и небольших фирм упростили ведение бизнеса на селе и в малых населённых пунктах. Кроме того, были расширены возможности для самозанятых граждан. Теперь 30 видов деятельности можно осуществлять, не регистрируясь официально и уплачивая лишь небольшой фиксированный налог. Освобождение бизнеса Указ №337 расширил перечень видов деятельности, которыми физические лица могут заниматься без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Теперь, чтобы колоть дрова, стричь волосы и делать маникюр на дому, выполнять ремонт компьютеров и создавать веб-сайты, класть печи, ремонтировать обувь и часы, достаточно уведомить налоговые органы о начале деятельности и уплатить налоги (раз в год) до начала её осуществления. Никаких касс и журналов учёта не нужно. Участок производства твёрдого сыра в фермерском хозяйстве «ДАК» под Минском РИА Новости В свою очередь, указ №345 предусматривает возможность установления на отдельных территориях особого режима налогообложения в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания с уплатой налога на прибыль для предприятий в размере 6% и единого налога для индивидуальных предпринимателей в размере одной базовой величины, составляющей 23 белорусских рубля (или $12) в год. Документ также предполагает иные упрощённые условия для этих видов деятельности. Задача данного указа — сделать проще ведение бизнеса на селе и в малых населённых пунктах. Ослабляя контроль над частным предпринимательством через расширение возможностей самозанятости и стараясь направить работу контрольных органов на профилактику экономических нарушений, правительство старается одновременно улучшить ситуацию с занятостью населения и увеличить поступление налогов в бюджет. Об этом пишет аналитический ресурс Belarus in Focus. С начала нынешнего кризиса в декабре 2014-го и по сегодняшний день доходы населения в белорусской провинции упали, причём сильнее, чем в Минске и областных центрах. Восстановить нормальную работу госпредприятий (рухнувших в 2015-м) в регионах страны не удаётся, и бизнес-инициатива на местах, по замыслу властей, должна смягчить социальную напряжённость. «Сейчас Александр Лукашенко освобождает частный бизнес, сохраняя жёсткий контроль над политической системой. Думаю, он действительно считает, что встаёт на китайский путь, — заявила RT глава международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач. — Я думаю, что сейчас наступит большая оттепель для белорусского бизнеса. Но пройдёт время — и может начаться новое закручивание гаек».