Войти в почту

Всему свое время: почему в графике Мирзиёева нет Душанбе и Бишкека

ТАШКЕНТ, 26 мая — Sputnik, Антон Курилкин. За два месяца Шавкат Мирзиёев совершил семь зарубежных поездок: два раза президент съездил в Казахстан и Туркменистан, и по одному — в Россию, Китай и на саммит мусульманских стран в ОАЭ. Однако, в две соседние страны — Таджикистан и Кыргызстан, президент Узбекистана пока еще не доехал. Почему Мирзиёев игнорирует двух соседей, разбирался корреспондент Sputnik Узбекистан. Экономика выше политики Ключевое место во всех зарубежных поездках главы Узбекистана занимают экономические вопросы — если во время визитов в Туркменистан и Казахстан лидеры стран договаривались о взаимном сотрудничестве, облегчении торговли и совместных проектах, то в Пекине и Москве речь шла о прямых инвестициях. Размер инвестиций из Китая и России впечатляет: страны планируют вложить в узбекскую экономику несколько десятков миллиардов долларов. И это только инвестиции — а ведь подписаны еще соглашения в сфере военного сотрудничества и безопасности. Возможности для инвестирования, что у Пекина, что у Москвы есть — все-таки у стран одни из самых высоких показателей ВВП и имеются свободные средства для вложений — особенно у Китая. С соседними странами ситуация сложнее. По данным Всемирного банка, Казахстан находится на 50 месте по уровню ВВП, Узбекистан — на 69, а Туркменистан — на 92. Но у Таджикистана и Кыргызстана ситуация гораздо хуже — страны занимают в рейтинге 142 и 147 место. При этом, если взглянуть на абсолютные цифры, то кыргызская и таджикская экономики почти в 10 раз меньше узбекской. Для сравнения: ВВП Узбекистана — 66,7 миллиарда, Таджикистана — 7,8 миллиардов, Кыргызстана — 6,5 миллиардов. К тому же, если смотреть с точки зрения логистических маршрутов и уникальных ресурсов, то Бишкеку и Душанбе нечего особо предложить Ташкенту, считает заведующий отделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. "Критически необходимых направлений сотрудничества Ташкента с Бишкеком и Душанбе не просматривается. Теоретически, может быть воссоздание единого энергетического кольца, попытки сшивания экономического пространства", — отметил он. Но при этом критической потребности в таком сотрудничестве сейчас нет. По словам Грозина, узбекистанская экономика долгое время находилась в изоляции и сейчас не заинтересована в экономических и финансовых возможностях Душанбе и Бишкека. Аналогичного мнения придерживается и кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин. "В основном активность идет с теми партнерами, сотрудничество с которыми позволяет Узбекистану открывать новые транспортные маршруты, договариваться об энергетическом партнерстве… Каждая поездка завершалась подписанием ряда инвестиционных соглашений, связанных с привлечением инвестиций и технологий в Узбекистан", — пояснил эксперт. данном случае Ташкент исходит из практических интересов полезности и перспективности того или иного направление политики, остальное уже вторично. Есть контакт Впрочем, помимо вопросов экономики остаются проблемы безопасности, границы и регионального сотрудничества — и по этим направлениям идет работа на уровне министерств еще с сентября прошлого года. За прошедшие восемь месяцев удалось договориться о разграничении границы Узбекистана с Кыргызстаном, заключить несколько региональных договоров о сотрудничестве. Да и к тому же, Атамбаеву и Мирзиёеву удалось переговорить осенью, когда президент Кыргызстана прилетал в Узбекистан. Особого смысла, как объяснил Андрей Грозин, в Бишкек сейчас лететь нет — уже в октябре в Кыргызстане пройдут выборы и действующий президент уже заявил, что участвовать в них не будет. Что же касается Таджикистана — то отношения между Душанбе и Ташкентом описываются сейчас фразой "лед тронулся" — между странами начинают восстанавливать транспортное сообщение, а лидеры переговорили на саммите мусульманских стран. Как отметил Станислав Притчин, контакты между странами есть, но не следует упускать из внимания и исторические условия их взаимоотношений. За 25 лет у Узбекистана накопилось несколько проблем с Таджикистаном и Кыргызстаном. "Контакты есть, по ряду вопросов — например, пограничному с Киргизией, идет прогресс и есть позитивная тенденция, но говорить, что Узбекистан готов к перезагрузке отношений с Киргизией и Таджикистаном говорить не стоит… Идет переформатирование подходов Узбекистана к этим странам и, может быть, "непоездки" могут быть элементом давления", — предположил Притчин. График не резиновый! Как отметил Андрей Грозин, за всеми политическими и экономическими смыслами не стоит забывать одного простого факта — зарубежные поездки отнимают огромное количество времени и крайне тяжело переносятся физически. "Надо понимать, что президентский график элементарно не резиновый, чтобы в короткий период запихнуть такое количество мероприятий. У президента очень много дел дома и вообще суперактивность во внешней политике меня удивляет — как вообще он все успевает. Это очень большая нагрузка" — заметил эксперт. Он добавил, что в конечном счет дойдет время и до Бишкека с Душанбе, просто нужно подождать. В то же время Грозин оговорился, что даже в случае государственного визита, например, Мирзиёева в Душанбе или Рахмона в Ташкент, это будет воспринято как некая уступка. Да и сам по себе один визит не сможет разом решить все накопившиеся проблемы. Но то, что Узбекистан активно занялся внешней и в частности региональной политикой уже очевидно. Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.

Всему свое время: почему в графике Мирзиёева нет Душанбе и Бишкека
© Sputnik Узбекистан