Осаго требует подстраховки
Система ОСАГО финансово нестабильна: чтобы избежать убытков, страховщикам уже в 2017 году потребуется повышение тарифов на 64%. К такому выводу пришли независимые актуарии, проанализировав деятельность автостраховщиков. В ЦБ обещают изучить исследование экспертов. О проблемах на рынке свидетельствует и сообщение агентства S&P Global Ratings о возможности понижения рейтингов одного из его лидеров -- "Росгосстраха", на который приходится до четверти продаж ОСАГО. Как следует из научного исследования Независимого актуарного информационно-аналитического центра (НААЦ) (есть в распоряжении "Ъ"), для балансировки системы ОСАГО следует в очередной раз повысить базовые тарифы для автомобилистов. НААЦ проанализировал данные 78 компаний--членов Российского союза автостраховщиков (РСА) по договорам и убыткам за период с 1 июля 2013 по 30 июня 2016 года. По итогам анализа актуарии вывели размер среднего убытка для компании -- с учетом страховых резервов и инфляции в ОСАГО он составляет 104,4 тыс. руб. по легковым автомобилям для физлиц. По данным РСА, в октябре размер средней выплаты по ОСАГО составил 72,7 тыс. руб.-- это то, что получает на руки автовладелец. Для компании, как выходит из расчета НААЦ, траты существенно выше. По данным актуариев, расчетная базовая ставка по ОСАГО для физлиц должна составить 8,2 тыс. руб. при нынешней верхней границе тарифа 4,1 тыс. руб. НААЦ рассчитал четыре варианта корректировки тарифов. При сохранении нынешних трендов увеличения величины и частоты убытков тарифы придется поднять на 64% -- иначе для договоров ОСАГО, которые будут заключены в период со второго полугодия 2017 по первое полугодие 2018 года, будет характерна "существенная нехватка премии". С учетом только тренда на рост убытков необходимое увеличение тарифов составит 44,4%, тот же тренд с поправкой на инфляцию потребует увеличения ставок ОСАГО на 35,7%, а при сохранении нынешних параметров системы с учетом инфляции тарифы придется повысить на 20,4%. НААЦ не первый год считает достаточность тарифов ОСАГО. Как уже писал "Ъ", в мае 2014 года актуарии центра настаивали на повышении тарифов на 40%. ЦБ тогда поручил рассчитать тарифы международной консалтинговой компании Towers Watson -- в итоге иностранные актуарии пришли к выводу о необходимости увеличения на 20%. Однако в реальности в конце 2014 года базовые ставки ОСАГО выросли по указанию ЦБ на 20-30%, а в апреле 2015 года -- еще на 40%. Сейчас вилка базовой ставки для физлиц--владельцев легковых авто составляет 3,4-4,1 тыс. руб., для юрлиц -- 2,6-3,1 тыс. руб. В Банке России "Ъ" сообщили, что исследования НААЦ пока не видели -- но изучат его, "если оно к ним поступит". В настоящий момент ЦБ самостоятельно ведет работу по мониторингу достаточности тарифов. По сведениям "Ъ", по мере наращивания компетенций регулятор намерен с 2018 года отказаться от заказа тарифных расчетов сторонним экспертам и заниматься этим самостоятельно. Отметим, что о кризисе на рынке ОСАГО в связи с увеличившейся активностью автоюристов в судах страховщики говорят уже не первый месяц. Очередным свидетельством нестабильности системы вчера стала новость о возможности понижения рейтингов лидера рынка -- компании "Росгосстрах". О том, что долгосрочные рейтинги страховщика B+ и рейтинг по национальной шкале ruA помещены в список на пересмотр с возможностью понижения, сообщило рейтинговое агентство S&P Global Ratings. "В связи с устойчиво низкими показателями компании в сравнении с конкурентами мы считаем, что ее конкурентная позиция ухудшается, и полагаем, что ее бизнес-модель может подвергаться давлению ввиду ориентации на сегмент обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), который генерирует значительные убытки",-- сказано в релизе агентства. Чистый убыток "Росгосстраха" по итогам девяти месяцев 2016 года составил 4,3 млрд руб. Отметим, что ранее S&P Global Ratings помещало рейтинги "Росгосстраха" на пересмотр летом 2015 года после того, как ЦБ ограничил действие лицензии компании на ОСАГО. Ограничение продлилось 12 дней и было связано с политикой продаж компании. В ЦБ "Ъ" заявили, что не комментируют действующие компании. В самом "Росгосстрахе" говорят о важности скорейшего принятия реформы ОСАГО (выплата ремонтом вместо денежного возмещения). "Мы ценим, что уважаемое агентство не говорит о снижении рейтинга, а говорит о наблюдении за ним,-- заявил "Ъ" глава "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров,-- так как ситуация на рынке зависит от оперативности и корректности законодательных изменений". По его словам эффект от реформы ОСАГО будет заметен только во второй половине следующего года. "Однако принятие поправок будет важным сигналом для менеджмента и акционеров страховщиков, рейтинговых агентств и инвесторов о том, что ситуация на рынке ОСАГО может обладать положительным вектором",-- надеется господин Маркаров. Поправки, которых так ждут на рынке, депутаты рассмотрят в первом чтении уже завтра. Татьяна Гришина