Войти в почту

Кто станет новым президентом Узбекистана

4 декабря в Узбекистане пройдут президентские выборы. Безусловный фаворит на них — премьер-министр Шавкат Мирзиёев, который после кончины первого президента страны Ислама Каримова исполняет обязанности главы государства. О том, каким курсом пойдёт при новом руководителе самая счастливая по данным рейтинга World Happiness Report республика СНГ, — в материале RT. За главное кресло Узбекистана поборются четыре кандидата. Шавкат Мирзиёев был выдвинут на выборы центристской Либерально-демократической партией. Конкуренцию ему попытаются составить лидер Народно-демократической партии Хатамжон Кетмонов, председатель Социал-демократической партии «Адолат» («Справедливость») Наримон Умаров и вице-спикер нижней палаты парламента Сарвар Отамурадов, выдвинутый партией «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение»). Кетмонов и Умаров участвовали в предыдущих выборах главы государства в марте 2015 года и оба набрали менее 3% голосов. Отамурадов дебютирует в президентской кампании. Претендент №1 Ислам Каримов находился у власти с 1989 года. Он скончался 2 сентября 2016 года в возрасте 78 лет. И по конституции временно исполняющим обязанности главы государства до проведения досрочных выборов должен был стать председатель Сената (верхней палаты парламента) Нигматилла Юлдашев. Однако на совместном заседании палат парламента Юлдашев взял самоотвод и предложил на должность врио президента Мирзиёева. Кандидатура премьера была утверждена в этот же день единогласно. Шавкат Мирзиёев родился в 1957 году в Зааминском районе Джизакской области Узбекистана, однако некоторые СМИ сообщали, что он переехал туда в 1960-е годы, а малой родиной Мирзиёева на самом деле является кишлак Яхтан Уратюбинской области Таджикистана. Когда Шавкат был совсем маленьким, его мать умерла от туберкулеза костей. После этого отец мальчика поступил в медицинский институт и стал врачом-туберкулезником, всю свою жизнь посвятив борьбе с этой болезнью. В 1981 году Мирзиёев окончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. Был секретарем комсомольской организации, а затем парторгом и проректором в этом же институте. Кандидат технических наук, инженер-механик, он в 1974–1991 годах работал на предприятиях и в учреждениях ирригационной системы. В 1990 году был избран в Верховный совет Узбекистана, а в 1994-м — в новый парламент страны Олий Мажлис. С 1992 года занимал пост хокима (главы администрации) Мирзо-Улугбекского района Ташкента. Затем руководил Джизакской и Самаркандской областями. С декабря 2003 года Мирзиёев возглавляет кабмин — дольше, чем все его предшественники. При этом только в 2006-м в СМИ появилась его первая фотография крупным планом. Считается, что Мирзиёев был близок не только к Исламу Каримову, но и к членам его семьи. Прежним курсом Во время пребывания в должности врио президента Шавкат Мирзиёев заявлял о намерении продолжать курс Каримова, сохранить внеблоковый статус страны, а также не допустить размещения на её территории иностранных военных баз. Как и Каримов, он выступает за развитие отношений со странами СНГ, в первую очередь с Россией. На встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в Самарканде в сентябре Мирзиёев отметил, что для Узбекистана взаимоотношения с Россией «были, есть и будут стратегическим партнерством, союзничеством». «Мирзиёев — человек команды Каримова, поэтому в целом он будет продолжать его внутреннюю политику, — отметил в беседе с RT эксперт Российского института стратегических исследований по странам Средней Азии Дмитрий Александров. — Постепенно персональный стиль у Мирзиёева будет вырабатываться, но пока это будет некая корректировка того, что было при Каримове. Наверное, будут происходить какие-то послабления в сфере общественной безопасности, но принципиально система вряд ли будет реформирована. Тем более что в целом она достаточно жизнеспособна, никаких признаков того, что она испытывает серьёзный кризис, нет». Многовекторная политика В то же время премьер занялся «перезагрузкой» отношений с соседями по региону и стал активно решать накопившиеся острые и болезненные вопросы — обустройство границ Узбекистана с Киргизией, а также водно-энергетические споры с Таджикистаном. «Мирзиёев будет стремиться сохранить многовекторную направленность внешней политики своего предшественника: поддерживать хорошие отношения и с Россией, и с Китайской Народной Республикой, и при этом не ссориться с Соединёнными Штатами и ЕС. Упор будет делаться на двусторонние отношения и внеблоковый статус», — поделился своим ожиданиями Александров. По его словам, прежний внешнеполитический курс страны может измениться только в случае каких-то форс-мажорных обстоятельств — например, резкого осложнения обстановки на границе с Афганистаном. «Вообще спокойствие на границах отвечает интересам нынешнего руководства Узбекистана, поэтому при Мирзиёеве, вероятно, несколько улучшатся отношения с Таджикистаном и Киргизией. При этом заметного крена в сторону США, как это было в начале 2000-х, не произойдёт, — убежден собеседник RT. — В американцах в Узбекистане очень сильно разочаровались после беспорядков в Андижане в 2005-м, когда Вашингтон, по сути, вёл в стране подрывную деятельность». Мирзиёев будет стремиться к проведению сбалансированного внешнеполитического курса и постарается сохранить внеблоковый статус Узбекистана. Этой позиции придерживается и большинство политической элиты страны. «Во внешней политике сближение с одним партнёром будет балансироваться сотрудничеством с другим, — заявил в интервью RT заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин. — Во внешнеэкономических связях своё доминирующее влияние на Ташкент сохранит Китай. При этом чисто объективно участие Узбекистана в ЕАЭС могло бы принести ему значительную выгоду. Но вероятность вхождения Узбекистана в это объединение пока представляется низкой. Скорее всего, курс на сохранение свободы рук будет продолжен». При этом Гущин не исключил выстраивания более тесных двусторонних отношений, в том числе, с Россией. В стратегической перспективе это может привести к более активному, пусть и не полномасштабному, участию Узбекистана в евразийских интеграционных инициативах. Проблемы безопасности Будущему президенту Узбекистана предстоит решать серьёзные проблемы, связанные с обеспечением безопасности страны. Основные угрозы исходят со стороны международного терроризма. В Узбекистане и в соседних странах, граничащих с ним по Ферганской долине, немало безработных молодых людей. Этим не преминут воспользоваться вербовщики всевозможных террористических организаций. Тревожная ситуация и в Афганистане, где боевики накапливают силы. В одиночку решить вопросы безопасности Узбекистану будет сложно, и здесь новому президенту придётся искать союзников. Один из первых напрашивающихся шагов — это активизация работы по линии Шанхайской организации сотрудничества. Либеральный элемент Для решения социально-экономических проблем внутри страны Мирзиёев уже подписал десяток указов и постановлений, вносящих изменения в решения первого президента Узбекистана. Мирзиёев выступил за принятие закона о противодействии коррупции, предложил либерализовать валютный рынок, объявил амнистию для предпринимателей, привлекая в ряды своих сторонников часть местного бизнеса, нередко выражающего недовольство чрезмерным «прессингом» со стороны правоохранительных структур. «Мирзиёев понимает, что без определенных мер по либерализации не обойтись, — подчеркнул Гущин. — Высока вероятность, что государство вынуждено будет в целях создания дополнительных рабочих мест и конкурентной среды проводить демонополизацию ряда отраслей. Однако едва ли новый президент будет совершать резкие маневры в экономике — это было бы рискованно в условиях необходимости сохранения общей стабильности в стране. Со временем Мирзиёев постарается взять под полный контроль и силовые структуры, но это будет постепенным движением». Российский фактор Сегодня около 5% ВВП Узбекистана обеспечивается поступлениями от трудовых мигрантов. Численность граждан Узбекистана, работающих в России — около 2 миллионов человек. Примерно столько же узбеков имеют российское гражданство, но они не смогут сделать свой выбор: республика не признаёт двойного гражданства. С учётом того, что для участия в голосовании, согласно информации Центризбиркома республики, официально зарегистрировано более 21,4 миллиона человек, 2 миллиона узбекских гастарбайтеров в России могут оказать заметное, но не решающее влияние на его исход. «Участки для голосования на выборах президента Узбекистана будут открыты в посольстве страны в Москве и в генеральном консульстве Узбекистана в Новосибирске. Голосовать в России будут только те, кто зарегистрирован в посольстве, — пояснил в интервью RT советник председателя Узбекской национально-культурной автономии города Москвы Ринат Маннанов. — Есть огромное количество людей, которые не зарегистрированы, большинство имеют патенты на трудовую деятельность, но при этом регистрацию в посольстве не прошли. Основная часть узбекских трудовых мигрантов в России сосредоточена в Сибирском федеральном округе, Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Думаю, что в основном будут голосовать студенты и аспиранты, которые при поступлении в российские вузы автоматически проходят регистрацию в посольстве и генкосульстве». Андрей Лощилин, Илья Оганджанов

Кто станет новым президентом Узбекистана
© RT на русском