Народный артист СССР: в искусстве не место "кумэтризму"
Молдову издавна принято считать страной поистине талантливых людей. На протяжении XX века наша республика дала Советскому Союзу такие громкие имена, как Мария Биешу, Евгений Дога, Михай Волонтир и многие другие. Однако в последнее время, на глобальном эстрадном или оперном Олимпе особо не видно настоящих звезд мирового уровня, тех, кто на века, а не на мгновение. Почему таланты бегут из Молдовы? Есть ли место "кумэтризму" в молдавском шоу-бизнесе? Ответы на эти вопросы в эфире студии Sputnik Молдова корреспонденту Андрею Петрику дал Народный артист СССР, Народный артист Молдовы, профессор Михаил Мунтян. "Меня очень беспокоит общая культура в нашем обществе, потому что, когда слышу, что где-то отец убил своего ребенка, когда я слышу, что внук убил бабушку, когда слышу, что отец изнасиловал собственную дочь, это — результат безответственного отношения государства к культуре, к воспитанию в душах наших граждан самых прекрасных черт", — пояснил Мунтян. Сейчас, по словам прославленного тенора, в молдавской культуре наступила настоящая эпоха застоя. Этот застой, по мнению маэстро, объясняется тем, что на культуру в Молдове на протяжение четверти века выделяются крохи. Мунтян настаивает: государство должно уделять большее внимание культурному воспитанию детей в общеобразовательных и музыкальных школах, стараться седлать так, чтобы артисты из нашей страны жили, а не выживали. "Почему поистине талантливые люди стараются покинуть страну? Да потому что любой труд должен быть оплачен по достоинству. В прошлом году одна из моих студенток закончила консерваторию и ее тут же пригласили выступать в Осло. Также моя бывшая студентка Инна Лось поет в США в Метрополитен-опера. Та же Валентина Нафорницэ, которая в Молдове возводится чуть ли не в ранг национальной героини, у себя на родине практически не выступает", — подчеркнул маэстро. Прославленный тенор объясняет это тем, что к вопросу оплаты труда деятелей культуры в нашей республике остался еще советский подход. Собеседник привел интересный пример: еще 40 лет назад, когда ему довелось стажироваться в знаменитом миланском театре Ла Скала, он ради интереса подсчитал, сколько получал за один концерт знаменитый Лучано Паваротти, и сколько платили за выступление прославленным оперным артистам из бывшего СССР. Тогда, по словам Михаила Мунтяна, картина вырисовалась предельно ясно, также обстоят дела с оплатой труда артистов и в независимой Молдове. "При таком подходе к проблеме, боюсь, что в ближайшее время могут исчезнуть целые виды искусства. Ведь сейчас я пою спектакль в Будапеште, получаю гонорар, который я обязан пойти сдать в молдавское посольство, и из этого гонорара мне платят сумму, чуть ли не приближенную к среднестатистической зарплате советского инженера. Может молодого, талантливого и амбициозного артиста заинтересовать такая оплата труда?", — задался вопросом собеседник. Еще одна проблема молдавской сцены, на которую обратил внимание Народный артист СССР, так называемый "кумэтризм". По его словам, сейчас мешок с деньгами зачастую определяет наличие таланта у человека. А о том, что настоящий артист должен вкладывать в душу человека частицу прекрасного, многие напрочь забыли. "В культуре, в искусстве не место "кумэтризму". Не должна работать схема: "ты мне — друг, и поэтому можешь выходить на сцену", невзирая на отсутствие таланта и достаточного профессионализма. Человек должен выходить к публике не потому, что у него есть всесильный покровитель в верхах или богатые родители, а потому что публика этого артиста обожает", — резюмировал Михаил Мунтян. Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Молдова на родном языке — скачайте мобильное приложение для ваших смартфонов и планшетов. Скачать приложение для iPhone >> Скачать приложение для Android >>