Минск хочет увеличить тариф на транзит российской нефти на 20,5%
Белоруссия с 1 января 2017 года намерена увеличить стоимость транзита российской нефти на 20,5%. Судя по этому сообщению, президенты России и Белоруссии, встретившись в Москве 22 ноября, не разрешили длящийся с нынешней весны нефтегазовый спор. Опрошенные RT эксперты считают, что делая подобные заявления, белорусская сторона «выторговывает себе уступки по другим вопросам», а цену за прокачку российской нефти в последний момент снизит. RT разбирался, чего добивается официальный Минск. Как сообщает ТАСС со ссылкой на источник в одном из нефтетранспортных предприятий Белоруссии, с 1 января 2017 года транзит российской нефти через белорусскую территорию будет обходиться на 20,5% дороже. «Соответствующие уведомления в российскую «Транснефть» направили белорусские госкомпании «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба», — рассказал источник. «Очевидно, стороны так и не смогли разрешить длящийся с весны нефтегазовый конфликт. Проще говоря, официальный Минск не смог договориться о том, чтобы получать российский газ по $73 за тысячу кубометров, или хотя бы $100 вместо нынешних $132, — сказал в интервью с RT аналитик гражданской кампании «Наш Дом» Андрей Аксёнов. — А поднять цены на транзит российского газа в Минске не могут, так как вся газотранспортная система страны — это компания «Белтрансгаз» — принадлежит «Газпрому». Вот и поднимают тариф на транзит нефти, чтобы хоть как-то свой интерес соблюсти. Это очередная стадия нефтегазового конфликта, и ничего более». Спор, о котором говорит эксперт RT, начался весной, когда официальный Минск, ссылаясь на устные политические договорённости, в одностороннем порядке начал платить за российский газ не $132 за тысячу кубометров, а $73. Обосновывалось это необходимостью соблюдения равнодоходных цен на энергоносители внутри Союзного государства России и Белоруссии. В Минске объясняли, что из-за высокой цены на газ белорусские товары оказываются неконкурентоспособными на российском рынке, а это противоречит принципам и Союзного государства, и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Собственно, эту же мотивировку белорусский президент озвучил и 17 ноября на встрече с российскими журналистами. Очень быстро сформировался белорусский долг за поставки газа в размере порядка $300 млн. Тогда в качестве ответной меры российская сторона урезала поставки беспошлинной нефти на белорусские НПЗ. В результате Белоруссия недополучила в июне-августе 1,6 млн тонн нефти, а всего за III квартал в республику было поставлено 2,25 млн тонн нефти — почти вдвое меньше, чем предполагалось по договоренностям. По итогам года Белоруссия может получить 18 млн тонн нефти вместо планировавшихся 23-24 млн. После того как Россия ограничила поставки нефти, белорусская сторона, явно действуя «на нервах», сразу на 50% подняла тарифы на транзит российской нефти по территории республики. Новая цена указывалась в постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 сентября. Повышенные тарифы предполагалось ввести с 11 октября, но ровно накануне, 10 октября, ответственный за переговоры по энергоносителям вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что решение о повышении тарифов на транзит российской нефти отменено. Но при этом, по его словам, российская сторона обязалась восстановить объёмы поставок нефти из РФ белорусской стороне, а Белоруссия — в полном объёме погасить задолженность по платежам за российский газ. Тогда же появилась информация о том, что Минск и Москва договорились о некой межбюджетной компенсации при поставках газа Белоруссии. Эта мера должна была, с одной стороны, сохранить доходы «Газпрома» при поставках газа в Белоруссию, а с другой — к 1 июля 2019 года обеспечить равные условия по цене на газ для производителей энергии, а к 1 января 2025 года — для остальных потребителей газа. В свою очередь, министр энергетики Белоруссии Владимир Потупчик пообещал, что к 21 октября «Газпрому» будут перечислены все недоплаченные за российский газ средства. Но этого не произошло — начался ряд согласований. В конце октября вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщил, что перечисление Белоруссией недоплаты за поставки газа с начала 2016 года должно быть сопряжено с подписанием ряда соглашений и обсуждено на заседании правительства РФ. Он отметил, что в этой связи деньги белорусской стороной пока не перечислены. В итоге средства так и не были переведены — предполагалось, что это произойдёт к 22 ноября, ко дню визита Александра Лукашенко в Москву. Однако и тогда Белоруссия за газ не расплатилась. «Нынешнее повышение тарифов означает, что нашла коса на камень, то есть никаких компромиссов по цене на газ достичь в Москве не удалось, — сказал RT белорусский экономист, зампредседателя Объединённой гражданской партии Лев Марголин. — И в следующем году газ для Беларуси дешевле не станет. Почему так произошло? Руководство Беларуси категорически отказывается от проведения реформ. А в России хорошо понимают всю бесперспективность и пагубность нашей системы государственного регулирования. А также то, что деньги, направляемые на поддержку белорусской экономики, — это деньги, выброшенные на ветер. Потому российская сторона настаивает на реформах, а белорусская сторона отказывается их проводить. Вот они и не могут договориться». Понятно, что в Москве не согласны с односторонним повышением Белоруссией тарифов на перекачку нефти. Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил ТАСС, что компания получила и изучает предложения по новым тарифам, но пока не видит обоснованности такого повышения. «В соответствии с методикой установки тарифов, мы отправим в ФАС данные заявки с указанием, что мы не согласны с таким повышением», — сказал он. По его словам, в соответствии с методикой, ФАС должна принять решение о тарифе. И либо Россия и Белоруссия договариваются о новом размере тарифов, либо белорусская сторона увеличивает тарифы на транспортировку нефти сама, по заранее оговорённой схеме. По существующим нормам в Минске могут повысить действующие ставки тарифов на среднегодовой индекс потребительских цен на текущий год — этот индекс устанавливается параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Белорусская сторона может увеличить его не более чем на 3%. Но это в идеале. А нынешнее решение о росте тарифов на прокачку нефти — явно политическое, и это тот самый случай, когда Белоруссия, считая себя «несправедливо обиженной», демонстративно отказывается соблюдать межгосударственные соглашения. Reuters Впрочем, именно по той причине, что решение политическое, оно, скорее всего, будет отменено ещё до конца нынешнего года, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «История с тарифами на транзит нефти — комплексная, она связана в целом с вопросом о белорусско-российских углеводородных отношениях. Там есть вопрос объёмов поставок нефти на белорусские заводы, вопрос цены на газ, — оценил ситуацию Симонов в беседе с RT. — Я думаю, что нынешние заявления по тарифам связаны с тем, что до конца договорённости по всему списку вопросов не достигнуты и тарифы — это тот аргумент, который Белоруссия пытается использовать, чтобы выторговать уступки по другим вопросам. Главный из которых — не просто стоимость российского газа на следующий год, но и в целом схема ценообразования на российский газ, поставляемый в Белоруссию. Известно, что в Минске хотели бы получать газ фактически по внутрироссийским ценам, то есть по цене Смоленска с небольшой надбавкой». Как считает Константин Симонов, белорусская сторона ещё может пойти на попятную: «Известно, что мы всегда торгуемся до последнего, до конца декабря, но в конечном счёте компромиссное решение находится. Потому я думаю, что в реальности этого повышения оплаты за транзит не будет. А Белоруссия получит по газу то, что она хочет. То есть сейчас Белоруссия повышает тарифы на транзит нефти именно для того, чтобы выбить уступки по газовому вопросу». Между тем Александр Лукашенко озаботился поисками альтернативных источников нефти. 28-29 ноября он совершит официальный визит в Азербайджан, где проведет переговоры с президентом страны Ильхамом Алиевым и премьер-министром Артуром Раси-заде. По неофициальной информации, главной темой обсуждения станут поставки в Белоруссию азербайджанской нефти — танкерами через Чёрное море, а далее — через порт Одессы транзитом по железной дороге через Украину. Технологически такая схема уже отработана — 19 октября в порт Одессы из Грузии прибыл танкер ALHANI с 84,7 тыс. тонн сырой азербайджанской нефти, которая далее по железной дороге была отправлена на Мозырский НПЗ. В тот же день стало известно, что нефть поставила компания Socar Trading — дочернее предприятие «Государственной нефтяной компании Азербайджана». К слову, в ходе предыдущего белорусско-российского нефтяного спора в 2010-2011 годах аналогично из Азербайджана в Белоруссию было поставлено 156,3 тысячи тонн сырой нефти. Виктор Демидов, Минск