Во всех международных аэропортах Азербайджана откроют небо
С 1 января 2020 г. во всех международных аэропортах Азербайджана начнут действовать режимы пятой и седьмой свободы воздуха. Иностранные авиакомпании получат возможность выполнять полеты из азербайджанских аэропортов в 40 стран Европы, Северной Америки, Австралии и Юго-Восточной Азии. В настоящее время в Азербайджане функционируют шесть аэропортов, имеющих международный статус: помимо столичного аэропорта им. Гейдара Алиева в Баку, это также аэропорты Нахичевани, Гянджи, Габалы, Ленкорани и Закатал. Все воздушные гавани находятся в управлении ЗАО «Азербайджанские авиалинии» (куда входит одноименный авиаперевозчик). Как сообщает пресс-служба «Азербайджанских авиалиний», режимы пятой и седьмой свободы воздуха будут действовать в аэропортах этой страны впервые за всю историю ее гражданской авиации. Ранее разрешения на выполнение таких рейсов в Азербайджане выдавались авиакомпаниям в индивидуальном порядке. Все шесть международных аэропортов республики имеют категории ICAO вплоть до третьей, оснащены современным оборудованием, а также в них созданы необходимые условия для наземного обслуживания, службы авиационной безопасности, пограничного и таможенного контроля. Пятая степень свободы позволит иностранным авиакомпаниям выполнять рейсы из своего аэропорта в другие города с остановкой в Баку (или в любом другом аэропорту Азербайджана) для посадки/высадки пассажиров. Например, в рамках пятой свободы европейские авиаперевозчики смогут выполнять рейс Париж—Токио с остановкой в Баку (или другом аэропорту страны). Либо авиакомпании Японии могут осуществлять полеты в страны Евросоюза с посадкой в одном из международных аэропортов Азербайджана. Седьмая степень свободы дает перевозчику возможность осуществлять полеты между Азербайджаном и зарубежными странами, минуя промежуточную посадку в домашнем аэропорту. Например, европейская авиакомпания может прилететь в Азербайджан из Дубая и далее последовать в один из городов США без посадки в своей стране. При этом в обоих случаях авиакомпании будут осуществлять свободную коммерческую деятельность по всем направлениям, в том числе и на территории Азербайджана. Таким образом, без каких-либо ограничений авиаперевозчики смогут доставлять пассажиров из Азербайджана во Францию, Италию, Германию, Австрию, Испанию, Грецию, Чехию, Бельгию, Нидерланды, Данию, Норвегию, Польшу, Португалию, Румынию, Сербию, Словакию, Словению, Финляндию, Швейцарию, Швецию, Эстонию, Ирландию, Исландию, Латвию, Литву, Люксембург, Македонию, Мальту, Болгарию, Грузию, США, Японию, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Мьянму, Бангладеш, Южную Корею, Малайзию и Австралию. Соответствующее уведомление будет разослано авиационным властям этих стран. Кроме того, сообщается, что любая новая авиакомпания, желающая начать полеты в Азербайджан, получит 100%-ную скидку на обслуживание в аэропортах страны. Во второй год оперирования скидка составит 70%, в третий — 50%, в четвертый — 30%. При условии увеличения количества выполняемых рейсов и пассажиропотока предусмотрено продление периода применения и уровня скидок. В дальнейшем список государств может быть расширен. Россия в этом списке отсутствует. Новые возможности Ожидается, что решение об открытии неба в международных аэропортах Азербайджана придаст дополнительный стимул для развития нефтяного сектора экономики и поспособствует открытию новых рабочих мест в стране, развитию туристической деятельности. За 11 месяцев этого года международные аэропорты республики суммарно обслужили 5,15 млн пасс. (+6% к тому же периоду 2018 г.), из которых 85%, или 4,39 млн, пришлось именно на долю Баку. Помимо столичной воздушной гавани иностранные перевозчики летают, в частности, в Нахичевань (Turkish Airlines, «ЮТэйр») — столицу Нахичеванской автономной республики, эксклава Азербайджана, и Гянжду (Turkish Airlines; есть рейсы «ЮТЭйр», но полеты выполняют «Уральские авиалинии»). «Это глобальное решение для страны в целом. Внедрение пятой и седьмой степеней свободы воздуха во всех международных аэропортах страны позволит увеличить карту полетов из Азербайджана, повысит транспортную доступность страны на внешнем рынке, а также позволит реализовать туристический потенциал страны и обеспечит конкурентоспособные предложения для пассажиров. У наших граждан появится возможность расширить географию путешествий и снизить расходы на поездки в Европу, Азию, Австралию и Северную Америку», — отметил президент «Азербайджанских авиалиний» Джахангир Аскеров. Стоит отметить, что Азербайджан и Евросоюз по-прежнему продолжают вести переговоры, начатые еще в 2013 г., об авиационном соглашении по режиму открытого неба, которое снимет ограничения на полеты по количеству назначенных авиаперевозчиков между республикой и странами ЕС. В ноябре 2019 г. глава представительства Европейского союза в Баку Кестутис Янкаускас заявил журналистам, что Евросоюз ожидает от Азербайджана заключительных технических предложений по соглашению с целью завершения переговоров для подписания данного документа, передало агентство Интерфакс-Азербайджан. В 2018 г. вице-президент «Азербайджанских авиалиний» Эльдар Гаджиев рассказывал АТО.ru, что к конкуренции с европейскими перевозчиками в авиакомпании Azerbaijan Airlines готовы, однако с оговоркой, что это не приведет к гегемонии зарубежных авиакомпаний на рынке пассажирских перевозок страны. В целом на постсоветском пространстве в регулирование воздушного пространства до сих пор не введены элементы либерализации только в Белоруссии, Туркменистане и Таджикистане. В России седьмая степень свободы воздуха впервые будет введена в петербургском аэропорту Пулково с начала 2020 г. Пятая степень свободы введена в нескольких других российских региональных аэропортах.