Ещё
Прогнозы неутешительны
Прогнозы неутешительны
Общество
Захарченко решил вернуть свои миллиарды
Захарченко решил вернуть свои миллиарды
Происшествия
Москвич заявил на «больную» коронавирусом девушку
Москвич заявил на «больную» коронавирусом девушку
Общество
Названы скрытые угрозы коронавируса
Названы скрытые угрозы коронавируса
Общество

«Дипломатические качели». Как Армении и Беларуси найти точки соприкосновения 

«Дипломатические качели». Как Армении и Беларуси найти точки соприкосновения
Фото: Евразия Эксперт
Армяно-белорусские отношения в текущей стадии переживают, пожалуй, не лучший момент. Весь 2018 г. прошел под знаком кризиса доверия, обострившегося из-за двух крайне значимых факторов: продажи оружия (последний не имеет дипломатических отношений с  из-за конфликта вокруг Нагорного Карабаха) и необходимости назначения нового генерального секретаря , относительно которого у Армении и Беларуси противоположные точки зрения. О том, какое будущее ждет отношения и , читайте в статье кандидата политических наук, члена Российской ассоциации политической науки Акопа Габриеляна специально для «Евразия. Эксперт».
2019 год может стать поворотным: армяно-белорусские отношения будут либо основательно и надолго подорваны укрепившимся кризисом доверия, либо выкристаллизованы и направлены в русло конструктивного доверительного диалога, от которого выиграют не только две страны, но и иные государства-партнеры, а также те региональные институты, в которые оба государства интегрированы: и ОДКБ. Для того, чтобы разобраться в особенностях обоих сценариев и предупредить возможные негативные эффекты, которые могут стать поистине детриментальными, необходимо взглянуть на отношения между двумя государствами более глобально.
Факторы риска
Армения и Беларусь делят единое интеграционное пространство во всех возможных измерениях данной интеграции: культурном, экономическом, политическом, военном. Тем не менее качественный уровень интеграции Армении и Беларуси в Евразийский союз и ОДКБ пока не настолько высок, чтобы заставить оба государства действовать на долгосрочную перспективу в угоду всего союза в целом. В случае с Беларусью данный тезис подкреплен попеременными стремлениями президента поддержать своего азербайджанского коллегу как в формате отдельных заявлений, в том числе предложений решить нагорно-карабахский конфликт фактически в пользу Азербайджана, так и вполне конкретных действий по продаже вооружения .
Подобные действия белорусских друзей вызывают недоумение официального Еревана, полагающегося на союзнические обязательства государств — членов ОДКБ.
В Ереване считают, что деятельность Беларуси лишь подрывает основы как двустороннего сотрудничества, так и совместных международных структур, а также создает крайне опасные прецеденты «сепаратных» соглашений в пользу иного государства (Азербайджана), у которого имеется нерешенный территориальный спор с государством — членом ОДКБ (Арменией).
На этом фоне дополнительную опасность представляет волатильное информационное поле, создающее негативный шумовой фон, провоцирующий напряженность в условиях нарастающего армяно-белорусского непонимания.
Здесь стоит отметить, что, вопреки расхожему мнению, не армянская «бархатная революция» Никола Пашиняна подтолкнула президента Беларуси к сближению с Азербайджаном. Беларусь поставляла Азербайджану вооружение без оглядки на предыдущее или нынешнее руководство Армении, в том числе и в 2005 г. (танки Т-72), и в 2008 г. (САУ «Пион»), и в 2012 г. (гаубицы Д-30, штурмовики Су-25). В этом ряду кажется, что поставленные в 2018 г. ракетные комплексы «Полонез» не должны быть чем-то особенным, однако, учитывая характеристики данного вооружения, а также год от года обостряющуюся ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, в том числе «четырехдневную войну» 2016 г., Армения продолжает выражать беспокойство действиями Беларуси.
Расхождения в ОДКБ
В этом свете новым камнем преткновения в армяно-белорусских отношениях стала кандидатура генерального секретаря ОДКБ, который должен быть назначен взамен предыдущего секретаря , проходящего в Армении по уголовному делу в связи с внутриреспубликанскими событиями 1 марта 2008 г. Официальный Ереван настаивает на сохранении поста генерального секретаря за армянским кандидатом, учитывая сразу два фактора: нормативно закрепленное сохранение председательствующей кандидатуры генерального секретаря в ОДКБ за Арменией вплоть до 2020 г., а также отсутствие в Уставе ОДКБ конкретных мер в случае ситуации, подобно сложившейся.
В свою очередь, официальный Минск, учитывая особенность текущих условий по замене генсека, решил выдвинуть собственного кандидата Станислава Зася, заручившись при этом, как сообщается, поддержкой Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и России на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ.
Как заявил президент Лукашенко, Беларусь в своем предложении исходит из необходимости отхода от практики «формального назначения бывших, отставных генералов… к действующим молодым и перспективным генералам, чтобы придать значение этой организации», прямо намекая, на армянский сценарий с отставкой генерала Хачатурова.
Учитывая обстоятельства, недовольство Армении вызывает сам факт неконсенсусного выдвижения белорусского кандидата. Ситуация дополнительно усугубилась после прошедшей в ноябре 2018 г. встречи между президентом Лукашенко и послом Азербайджана в Республике Беларусь Латифом Гандиловым, в рамках которой президент Беларуси поделился с послом деталями переговоров ОДКБ. Сам Азербайджан членом ОДКБ пока не является, но разговоры о членстве Азербайджана, развивающиеся на фоне нарастающей несогласованности между действующими членами Организации, лишь усиливаются.
Истоки проблем
Рассматривая текущие и потенциальные тенденции между Арменией и Беларусью, необходимо признать, что проблема не в белорусско-азербайджанском сотрудничестве как таковом. Республика Беларусь — суверенное государство, само определяющее внешнеполитическую повестку и производные приоритеты. Проблема даже не в заключении новых договоров на поставки вооружения в государство, с которым у Армении, как страны — члена ОДКБ, есть нерешенный конфликт.
Указанные компоненты являются лишь производными более глубинной причины, которая заключается в том, что в армяно-белорусских отношениях нет стимула к обратному; нет механизмов, в том числе в самом ОДКБ, упреждающих одно государство от продажи вооружения третьей стороне, у которой есть конфликт — территориальный спор с членом ОДКБ.
Нет гибкого межправительственного института по консалтингу национальных правительств в целях выработки координированных действий в отношениях с третьими сторонами для всего интеграционного объединения без угрозы и претензии на национальный суверенитет. Сложно сказать, почему подобные механизмы до сих пор не были разработаны на экспертном уровне, однако алгоритмы принятия подобных решений и их соответствующее включение в Устав ОДКБ помогли бы государствам-членам избавиться от головной боли, подобно возникшей.
Для того, чтобы указанные механизмы заработали, Армении и Беларуси также нужна материальная, вполне осязаемая и объемная экономическая повестка, которая на данный момент на уровне двух государств не реализована до конца. Конструктивным шагом должно стать сближение двух стран в рамках программ , наращивание темпов роста торгового оборота, усиление совместных промышленных предприятий, а также создание условий для широкой и частой научно-экспертной мобильности.
Возможности для сотрудничества
Армения является единственным государством, не имеющим единой границы с ЕАЭС. Однако вместе с этим Армения является именно тем государством, которое способно стать мостом между разновекторными интеграциями, так как только Армения включена как в евразийскую, так и в европейскую интеграцию (Комплексное и расширенное соглашение о партнерстве, подписанное между Арменией и ), не испытывая при это серьезных геополитических проблем и давления, по сравнению с теми же Грузией и Украиной, внешняя интеграция которых предвосхитила государственные кризисы обеих стран.
Одновременно Армения делит общую границу с Ираном — государством, которое в 2018 г. получило возможность создать зону свободной торговли с ЕАЭС. Это крайне важный аспект и для армяно-белорусского сотрудничества, в рамках которого планируется создать совместные сборочные производства гражданской техники в армянском городе Мегри. Последний как раз входит в свободную экономическую зону с Ираном, а значит, получит все соответствующие преференции.
Осязаемость и материальность армяно-белорусским отношениям мог бы придать импульс в сфере торговли.
Сегодня товарооборот между двумя странами достигает лишь нескольких десятков миллионов долларов США — кажется, что это ничтожная цифра, учитывая потенциал единого экономического пространства. Хотя армяно-белорусский товарооборот за 15 лет увеличился в 11 раз (с $2,9 млн до $32,1 млн), президенты обоих государств не готовы останавливаться на достигнутом и настроены на достижение отметки в $150 млн В абсолютных цифрах эта сумма может также показаться крайне малой, однако по сравнению с текущим уровнем товарооборота между Арменией и Беларусью подобное увеличение будет уже более осязаемым.
В научной сфере ЕАЭС также создает перспективы для улучшения армяно-белорусского сотрудничества.
Находясь в ноябре 2018 г. с официальным визитом в Беларуси, президент Армении отметил, что двум странам необходимо «активизировать научное сотрудничество в области цифровых и лазерных технологий, кибербезопасности, использования ядерной энергии, а также фармацевтики». Армения и Беларусь также имеют возможность активизировать научное сотрудничество в области космических технологий: армянская компания «Геокосмос» уже включена в состав Консорциума Евразийской технологической платформы «Космические и геоинформационные технологии» Евразийского экономического союза. Сотрудничество позволит Армении вместе с Беларусью разрабатывать комплектующие для космических спутников ЕАЭС — белорусские оптические системы и армянские технологии дистанционного зондирования земли.
Одновременно с указанным потенциалом к развитию и улучшению отношений, едва ли многие граждане двух стран знают о данных крайне важных аспектах сотрудничества, что само по себе является дополнительной проблемой.
Ахиллесовой пятой является недостаточность информационного сопровождения армяно-белорусского сотрудничества.
Крайне важно, чтобы все улучшения сопровождались не только формальным декларированием в СМИ, но имели широкое освещение и распространение среди граждан двух стран, были включены в повестку обсуждений гражданских обществ Армении и Беларуси, так как именно закрытость и лимитированность информации относительно сотрудничества во многом и порождает тот негативный эффект, который присутствует сегодня в общем информационном пространстве.
Оба государства должны создать тот уровень доверия и экономических взаимоотношений, при которых любое отклонение во вред союзнику будет автоматически считаться игрой, пагубной как для Армении, так и для Беларуси. Что касается действующих интеграционных инициатив, то, как подчеркнул глава армянского Зограб Мнацаканян, никакие действия и недомолвки не должны стать причиной подрыва авторитета данных структур, иначе возникнет риск их полной дискредитации как в глазах граждан стран-членов, так и партнеров организаций.
Акоп Габриелян, кандидат политических наук, член Российской ассоциации политической науки
Видео дня. Орбакайте сломала ногу
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео