Война в Карабахе может начаться уже в августе

20 лет в Армении правили люди, которые воевали с азербайджанцами — Роберт Кочарян, Серж Саргсян. Сейчас у руля страны и, скорее всего, не очень надолго Никол Пашинян — человек, который не воевал, но «рыл окопы» во время четырехдневных боевых действий в апреле 2016 года.

Война в Карабахе может начаться уже в августе
© © AP Photo, Abbas Atilay

В экспертном сообществе есть мнение, что после Чемпионата мира по футболу, который скоро пройдет в России, Москва закроет глаза на военные действия в Карабахе. Грузинский политолог Гела Васадзе, кстати, не исключил такого варианта.

Процесс урегулирования карабахского конфликта определенно нуждается во встряске, но не слишком сильной. Об этом в своей статье пишет и британский журналист, эксперт Фонда Карнеги Томас де Ваал.

По его словам, первые комментария по карабахскому конфликту Пашиняна представляли собой встряску.

«Он больше говорил как человек из толпы, чем дипломат, говоря о том, что Карабах является «неотделимой частью» Армении», — пишет де Ваал.

Очевидно, Пашинян «чувствует необходимость подтвердить свой мандат на обеспечение национальной безопасности» и убедить карабахских армян в том, что он вместе с ними.

По словам де Ваала, опасность в том, что если армянский лидер открыто заявляет о суверенности Карабаха и говорит, что земли не могут быть возвращены, не остается вопросов для переговоров с Баку, и обе стороны возвращаются к войне.

Аналитик подчеркивает, что за последние 15 лет переговоры велись в следующем режиме: каждая из сторон становится в позу и делает достаточно для того, чтобы работали посредники ОБСЕ, однако серьезной работы не проводится, так же как и нет реального прогресса.

«Конфликт ушел с повестки дня в Соединенных Штатах, хотя, к счастью, администрация Трампа воспротивилась искушению отказаться от посреднической роли и назначила нового переговорщика от США Эндрю Шофера», — пишет журналист, которого цитируют армянские СМИ.

Эксперт отмечает, что в ходе избирательной кампании, которая может быть затяжной, Никол Пашинян и его соратники не захотят озвучивать примирительный подход, опасаясь, что их патриотические полномочия будут поставлены под сомнение.

«Пройдет много месяцев, прежде чем появится новая, консолидированная политика Армении в отношении конфликта», — пишет он.

По мнению де Ваала, необходимо новое мышление, которое может быть представлено новым главой МИД Армении Зограбом Мнацаканяном, «который заменит гиперосторожного Эдварда Налбандяна». Он напоминает, что Мнацканян был ведущим переговорщиком на переговорах по Соглашению об ассоциации с ЕС, и, по его мнению, «ЕС является одним из нескольких участников, которые могут вдохнуть жизнь в этот процесс, сыграв более активную роль для поддержки официальных переговорщиков Минской группы».

«Процесс переговоров по Карабаху — деликатная конструкция. Ее крах укажет только лишь на один путь — новый конфликт», — резюмирует Томас де Ваал.

Британский эксперт прав. И ситуация действительно показывает, что обострение карабахского конфликта не за горами. Если уж глава Совета безопасности Армении вступает в прямую словесную перепалку с экс-министром обороны — стабильности ждать не приходится.

Так, на днях секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян ответил в соцсети (!) своему бывшему преподавателю и экс-министру обороны Вигену Саркисяну. Он назвал членов прежнего правительства «неудачниками», а также заявил, что любить родину учат не патриотическими сентенциями, сообщает агентство «Спутник».

В Армении вновь вспомнили о введении налогов в 1000 драмов в пользу армии, принятии закона о запрете на отсрочку, стратегии патриотического воспитания молодежи и ряд других провалов.

В целом концепция «Нация-армия», которую попытались реализовать в Армении после поражения в четырехдневных боях в апреле 2016 года, провалилась, считают ереванские эксперты. Но она и не могла сработать. Нет одного конкретного документа под таким названием, это все разрозненные мысли, пишет по этому поводу Армен Григорян.

Далее последовали откровения. Как утверждает Григорян, при прежнем правительстве 370 тысяч граждан покинули страну, внешний долг увеличился на 5 миллиардов драмов, более 800 тысяч граждан живет в бедности, «что и привело к апрельской войне, гибели людей, потере территорий».

Азербайджан же продолжает выжидать. Во время встречи Никола Пашиняна с президентом РФ Владимиром Путиным армянский премьер сказал, что Армения хочет больше российского оружия.

Правительство Никола Пашиняна продолжает усиливать агрессивную риторику. Мол, только прямое участие Карабаха в переговорах позволит установить прочный мир. Какой это будет «мир»? Ведь фактически такие заявления отдаляют соглашение.

В МИД Армении же прямо сообщили: сейчас изменились реалии, и это предполагает большее участие «НКР» (кавычки наши — прим. ред.) в переговорном процессе.

Еще штрих — в Ереване считают, что Нагорный Карабах так или иначе вовлечен в переговоры, есть документы о необходимости участия всех сторон.

«Азербайджан отказывается напрямую вести переговоры с Карабахом. Однако Соглашение о перемирии стало итогом прямых переговоров».

Это не совсем так.

Азербайджан в лице тогдашнего спикера парламента Расула Гулиева подписал соглашение только после того, как к числу подписантов был добавлен Низами Бахманов, глава азербайджанской общины Карабаха. Значит речь уже идет о четырех сторонах: Армении, Азербайджане и армянской и азербайджанской общинах Карабаха. Но дальше — больше: не существует единого документа, на котором стояли бы рядом подписи представителей Азербайджана, Армении и армянской общины Нагорного Карабаха. Документы отправлялись по факсу с разных сторон.

Сопредседатели МГ ОБСЕ уже скоро приедут в Армению, чтобы пообщаться с новым руководством страны, которое может наделать множество ошибок еще до их визита.