Грядущие выборы как проверка Южной Осетии на зрелость
Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС До недавнего времени считалось, что грядущие выборы будут достаточно предсказуемыми, поскольку де "уже все решено": известно, что борьба развернется между действующим президентом Леонидом Тибиловым и спикером парламента Анатолием Бибиловым — политиками, сравнимыми по рейтингу. И такой набор фаворитов вполне устраивает большинство избирателей. Однако в начале ноября в югоосетинских элитах и социальных сетях заговорили, что за кресло главы государства готов побороться бывший президент страны Эдуард Кокойты. Так что сегодня политологи и чиновники в ожидании: подтвердит или же опровергнет сам экс-президент широко распространяемые слухи о его намерениях вернуться в большую политику. Более того, многие наблюдатели задаются вопросами: а что стоит за этим желанием, к чему может привести попытка Эдуарда Джабеевича принять участие в президентской гонке, в каком качестве и с какими идеями намерен вернуться в большую политику РЮО Кокойты? Очевидно, что у экс-президента немалые заслуги перед югоосетинским государством и осетинским народом. Это ведь при нем произошло признание государственного суверенитета Республики Южная Осетия. И сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем фактом, что свой первый президентский срок в 2001-2006 гг., а также первую половину второго — с 2006 по конец 2008 года — Эдуард Кокойты отработал так, как надо. Вместе с тем, известен и тот факт, что его президентство было отмечено формированием в Южной Осетии характерной для некоторых постсоветских государств специфической, авторитарной модели управления, заточенной под одно лицо. В данном случае она оказалась заточенной конкретно под Кокойты. Сегодня многие рассматривают авторитарность бывшего главы республики как недостаток, хотя очевидно, что в то время вряд ли можно было действовать по-иному. Ситуация начала 2000-х годов, особенно после того, как грузинская "революция роз" сначала "разморозила" грузино-осетинский конфликт, а потом и подтолкнула режим Саакашвили к нападению на Южную Осетию, требовала концентрации власти в одних руках. Вместе с тем возникает вопрос: а насколько система власти периода становления независимой Республики оказалась эффективной? И годится ли она для нашего времени, когда на первый план выходят вопросы, связанные с обеспечением социально-экономического развития страны? События августа 2008 года показали, что единоначалие, выстроенное Кокойты, в целом выдержало испытания войной. А вот послевоенный период показал, что авторитарные методы управления уже не только не срабатывают, но и в ряде случаев наносят вред молодому государству. Перейти от единоначалия к согласованию интересов внутри элит и подлинно демократическому управлению в конце нулевых годов не удалось. Следствием чрезмерного администрирования стала, как я полагаю, и "премьерская чехарда" 2008-2009 годов, которая привела к появлению в кресле премьера Вадима Бровцева, которого впоследствии Кокойты обвинил в многочисленных злоупотреблениях. Действительно, к Бровцеву было много вопросов по финансовой части, однако аналогичные вопросы возникли в 2008-2009 гг. и к самой администрации президента РЮО. И разве назначение Бровцева премьером не было попыткой закрыть эти вопросы с помощью назначения (пусть и неудачного) на столь высокий пост варяга? Следствием нарастающих проблем в системе власти республики, а также, прямо скажем, усталости граждан Южной Осетии от конфликтов на самом высоком уровне стало падение рейтинга Эдуарда Кокойты, после чего осенью 2011 года народ проголосовал не столько за Аллу Джиоеву, сколько против Эдуарда Кокойты и того кандидата, который официально считался его ставленником. В результате республика оказалась в глубоком политическом кризисе, из которого она вышла с большим трудом. Сегодня ситуация в республике достаточно стабильна. А посему очередная попытка привнесения в неё солидной порции непредсказуемости вряд ли пойдет на пользу стране и ее гражданам. Во всяком случае, попытка Эдуарда Кокойты вмешаться в большую политику наверняка приведет к обострению всех тех противоречий, которые, казалось бы, уже забыты югоосетинским обществом. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.