Войти в почту

Многорукий Шива: легко ли топ-менеджеру перейти в другую отрасль

Общепринятая тенденция последнего времени — кроссплатформенность. Это волшебное слово звучит из каждого угла, считается, что это очень востребовано и перспективно. И имеется в виду, понятно, сочетание разных навыков и успешный переход из отрасли в отрасль. О кроссплатформленности говорят много, но мы на примере «Антирабства» видим, что вся эта шумиха на самом деле не слишком оправдывает себя. Первое, что хочется сказать по примеру многим известно героя — «Все врут!» Компании в большинстве своем лукавят, заявляя, что им нужны кроссплатформенные кандидаты. На самом деле они крайне неохотно берут людей (и особенно топ-менеджеров) из других индустрий, ссылаясь на то, что у них нет отраслевого опыта. При этом с аргументом, что на уровне топ-менеджмента важен не отраслевой опыт, а управленческие навыки, компании обычно соглашаются… И просят предоставить другого кандидата! Это, действительно, большая проблема. Куда же на самом деле переходят топ-менеджеры, куда их с радостью берут и какие навыки сейчас востребованы? Активно берут людей с опытом работы в консалтинге и прежде всего — в «Большой четверке» и близких по уровню компаниях. Таких специалистов забирают все отрасли за исключением каких-то очень узконаправленных или бедных, потребность в них сейчас значительно возросла. Почему? Потому что после кризиса в большом количестве компаний к реальному управлению вернулись собственники, и им нужны люди, которые могут структурно и правильно наладить управленческий учет (не финансовый). Проще говоря, объяснить собственнику, где у него риски потерь, а где — точки роста. И при этом не просто объяснить, а вместе с ним все потери ликвидировать, а точки роста — продолжить наращивать дальше, быстрее, выше и сильнее. Читайте также Сам не плошай. Чем рискуют владельцы бизнеса, возвращаясь к оперативному управлению При этом мы видим, что, несмотря на очень большую потребность в таких менеджерах, их приживаемость в компаниях крайне низкая, а средний срок работы — полтора года. Связано это с несоответствием ожиданий работодателя. Менеджеры такого уровня привыкли к высокой оплате, и ее им обычно предоставляют при переходе на новое место под влиянием волшебных слов «Большая четверка». Но! Собственник компании уверен, что за такие деньги он покупает чуть ли не волшебника, который и диагностирует, и решит все проблемы, причем быстро и дешево. И когда магии не происходит (просто потому, что не все проблемы можно решить), работодатели разочаровываются и менеджеры теряют работу. Не менее востребованы специалисты из IT-индустрии, прежде всего — директора по маркетингу, точнее все, кто попадают под категории digital+маркетинг, будь то топ-менеджеры рекламных агентств, специалисты по маркетингу или информационной безопасности. Главное — отрасль. Что происходит? Буквально все компании проходят сейчас через бум диджитализации, и поскольку эти навыки особые и сложно приобретаемые на стороне (одна теоретическая учеба тут ничего не решает) — крайне востребованы люди с большим опытом, с крупными кейсами, умеющие ставить правильные задачи узким отраслевым специалистам. Приживаемость специалистов обычно очень высокая. Риски есть в случае, когда собственники не понимают, что такое digital, и ставят совершенно дикие условия и задачи, но они не так высоки. Специалисты из области криптотехнологий — блокчейн, биткоин и прочие модные словечки. Эта отрасль сейчас стабильно растет и туда активно набирают людей из области финансов. Прежде всего, руководители финансовых, портфельных проектов, аналитики рисков, директора с большим опытом финансового производства. Почему? Отрасль совсем молодая — практически все крипто-проекты, которые сейчас гремят по миру, были сделаны что называется «на коленке» двумя-тремя молодыми программистами. Они умеют делать продукт, и не умеют делать бизнес — поэтому пытаются найти управленцев. Приживаемость крайне плохая, средний срок 3–4 месяца, и большинство специалистов уходит по собственному желанию. Это связано с особенностями отрасли — в нее сейчас вливаются очень большие деньги, молодые основатели полны энтузиазма, при этом мало разбираются в финансах, и у них нередко начинаются конфликты со «взрослыми» управленцами. Стороны элементарно не понимают друг друга. Какие еще отрасли активно забирают сейчас специалистов? Читайте также банки и телеком забирают специалистов из digital; агро-отрасли — специалистов из ритейла и других сфер промышленности и производства; банки и промышленность берут специалистов из медиа — делать свои собственные издания. Классический пример — Калашников Media, которые забрали нескольких ключевых специалистов из Rambler. Кто сейчас не востребован? Управленцы из банков, ритейла и гостиничного бизнеса, специалисты из девелопмента. Средний срок их трудоустройства — до года. Важно быть заранее готовым к тому, что вы, вероятнее всего, потеряете при переходе один уровень ответственности. Средний срок перехода — 0,5–1 год, а средняя потеря на первом годе работы — 20–30% совокупного дохода, которая обычно отыгрывается на втором году.