Далее:

Окей, Гугл, сгоняй за пивом!

Окей, Гугл, сгоняй за пивом!
Фото:
В 2018 году можно будет купить через интернет вино и пиво, с 2019 — любой алкоголь, включая импортный. Производители в восторге, общественность выступает против.
Минпромторг согласовал разработанный Министерством финансов проект закона о продажах алкоголя в России через интернет. «Да, мы действительно согласовали подготовленный ими законопроект», — сообщил журналистам глава Минпромторга Денис Мантуров.
Мантуров добавил, что правительство не намерено ограничиваться только продукцией российских производителей алкоголя. «Мы на каком-то этапе — это не заставит себя долго ждать — обязательно дадим возможность поставки через интернет иностранной алкогольной продукции, чтобы была здоровая конкуренция, а для потребителя всегда был выбор», — пообещал министр.
По его словам, в течение 2018 года проект будет отрабатываться в пилотном режиме, который подразумевает онлайн-продажу только российских вин и слабоалкогольной продукции. Но уже через год к интернет-торговле будут допущены и другие производители алкогольных напитков.
Лицензию на розничную продажу через интернет пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи получат любые компании и индивидуальные предприниматели. Право на онлайн-продажу другого алкоголя могут получить только действующие обладатели лицензией на производство или оптовую продажу алкогольных напитков.
В Минпромторге считают, что в первую очередь онлайн-продажи будут выгодны российским производителям вина и пива из числа малых предприятий. По мнению Мантурова, для них интернет становится, по сути, единственным каналом реализации своих товаров.
Понятно, что производители алкоголя целиком и полностью поддерживают это мнение. Особенно активно приветствуют новый законопроект производители вина, которые отмечают, что интернет-продажи позволят избавиться от наценки, которую устанавливают дистрибьютеры и торговые сети.
Поскольку размер наценки может составлять от 60 до 110%, россияне смогут в интернете покупать вино в полтора-два раза дешевле, чем в магазине. Соответственно, вырастут и объемы продаж виноделов. К тому же на полке магазина место всегда ограничено, а в интернете можно представить сколь угодно широкий ассортимент продукции.
Производители пива, медовухи и других слабоалкогольных напитков относятся к новому законопроекту гораздо спокойнее — по оценкам аналитиков, пиво в интернете будет покупать нечасто, так что прирост объемов продаж даже в лучшем случае будет исчисляться единицами процентов.
Позволено не каждому Правительство постаралось сделать все возможное, чтобы исключить злоупотребления при продаже алкоголя через интернет. Во-первых, разрешение на онлайн-продажи вина и крепкого алкоголя получат только компании, имеющие лицензию на производство алкогольной продукции и оптовую торговлю «горячительным». Таких компаний сравнительно немного, и контролировать их вполне реально.
К тому же требования для получения производственной и оптовой лицензии намного выше, чем при розничной продаже алкоголя. И это — первый фильтр, препятствующий появлению в интернете контрафакта и паленой водки.
Кроме того, онлайн-площадки для торговли алкоголем можно будет создавать только в специальной доменной зоне (egais.ru), что позволит потребителям и надзорным органам отличать легальные сайты по продаже алкоголя от «левых». Все, продаваемое вне установленной площадки, автоматически будет считаться нелегальным.
Авторы законопроекта также предусмотрели, что временные рамки для интернет-продажи алкоголя, включая время оплаты, должны совпадать со временем, когда в конкретном регионе допускается розничная продажа алкоголя. Оплата за такие покупки должна осуществляться только по безналичному расчету банковскими картами, чтобы исключить из числа покупателей несовершеннолетних. Кроме того, курьер, доставляющий заказ, будет обязан проверить возраст получателя по паспорту.
"Хватит спаивать народ!" Несмотря на все эти ограничения, законопроект вызвал множество возражений. Первым против разрешения интернет-продаж алкоголя выступил Роспотребнадзор. «Я категорически против, — заявила журналистам глава ведомства Анна Попова. — Мы только-только, включив все госмеханизмы, достигли перелома тренда к росту алкоголизации, а разрешение продаж алкоголя через интернет опять ухудшит ситуацию".
Она уверена, что в сети «невозможно что-либо в полной мере контролировать и регулировать», а при блокировании тех или иных сайтов немедленно создаются несколько их «зеркал». Так что новый закон неизбежно приведет к росту потребления россиянами контрафактного алкоголя.
Представители федерального проекта «Трезвая Россия» разместили на сайте change.org петицию, в которой просят правительство РФ, Совет Федерации, Государственную думу и министерство здравоохранения отказаться от идеи интернет-торговли алкоголем. «Очевидно, что продажа алкоголя в интернете приведет к тому, что спиртное будут покупать дети, ведь до сих пор не проработаны механизмы контроля. Это также неизбежно приведет к росту теневого рынка алкоголя, потому что опять-таки не созданы механизмы контроля. Все это лишь еще больше усугубит и так катастрофическую ситуацию с употреблением алкоголя в России», — уверены авторы петиции.
Социологи отмечают, что идея продажи алкоголя через интернет не нравится большинству населения России. Согласно результатам социологического опроса, проведенного маркетинговым агентством ZOOM MARKET, против дистанционной продажи алкогольных напитков выступает 78% россиян. Были опрошены 3800 респондентов в таких городах, как: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Самара, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград, Краснодар, Саратов, Тюмень, Тольятти.
53% респондентов опасается, что продажи через интернет некачественных алкогольных напитков, что может повлечь массовые отравления. По мнению 21% опрошенных россиян, расширение рынка продаж алкоголя за счёт интернета может привести к увеличению излишнего употребления алкоголя в стране, что в большей степени отразиться на подростках и молодых людях до 30 лет. В частности, неизбежно увеличится число рекламы специализированных алкогольных интернет-магазинов, что негативно скажется на пропаганде здорового образа жизни.
4% респондентов считают, что продажа алкоголя через интернет не будет до конца легализована, и в России будет расширяться несанкционированная торговля алкогольными напитками и суррогатами: нелегальные интернет-магазины «под шумок» будут вести свою торговлю.
За легализацию продажи алкоголя через интернет выступает лишь 18% россиян. Они надеются, что это никак не повлияет на рост злоупотребления спиртными напитками среди населения, зато повысит уровень сервиса в стране.
Впрочем, общественное мнение вряд ли что изменит в данном случае, поскольку на кону — доходы бюджета: Минфин рассчитывает, что расширение продаж алкоголя через интернет существенно увеличит поступление в казну акцизов на спиртное.
Кстати, 4% участников опроса заявили, что продажа алкоголя через интернет прекрасно работает и в настоящее время. Дело в том, что сегодня тысячи российских магазинов, торгующих алкоголем, имеют так называемые «интернет-витрины», где можно сделать заказ. После этого курьер «покупает» в магазине спиртное за наличные. У магазина есть лицензия на розничную торговлю алкоголем, в кассе пробивается чек, продажа фиксируется в ЕГАИС, так что с точки зрения законодательства все происходит легально.
Потом курьер доставляет алкоголь заказчику, который расплачивается с ним наличными, но это уже происходит за рамками правового регулирования.
Совет Федерации Минпромторг Минздрав РФ Госдума Еще 4 тега
Оставить комментарий