Как складывается судьба у дачников, чьи дома попали под снос из-за трубы «Газпрома»? «Дело дачников» началось год назад, и, похоже, в нем появились положительные сдвиги
В минувшем году по всей стране состоялись сотни судов по так называемому делу дачников. Истцами, как правило, выступали дочерние структуры «Газпрома». Требование во всех случаях было одно: дома находятся в охранной зоне магистральных трубопроводов, и, следовательно, они построены незаконно и должны быть снесены.
Заложниками ситуации оказались дачники, купившие земельные участки на вполне законных основаниях. Только в Подмосковье под удар попали СНТ «Аксеново», «Отдых», садоводческое товарищество Опытно-конструкторского бюро автоматики. Люди получили в органах власти свидетельства о государственной регистрации этих участков и возведенных на них строений. Но, поскольку ранее трубопроводы не были поставлены на кадастр и отсутствовали на карте Росреестра, получилось, что владельцы домов сидят буквально на трубе. По решениям судов ответчики обязаны снести свои дома за собственный счет, без какой-либо компенсации. Землю у них никто не выкупает, строить на ней ничего нельзя. Спустя год ничего не изменилось — суды проиграны. Одно радует, что приставы не беспокоят, говорит Ирина Вавилова из садоводческого товарищества Опытно-конструкторского бюро автоматики:
Ирина Вавилова дачница «В итоге решение вынесено в декабре. Апелляция пройдена. Она отклонена. Сейчас подали кассацию. Ну и все. Приставы к нам не приходят, никаких штрафов мы пока не платим. То, что там в определении было написано — оплатить экспертизу и их газпромовские госпошлины, которые за суд, судебные издержки — мы не оплачивали».
Аналогична ситуация в Томске, Тамбове, Сыктывкаре, Пермском крае. В Казани еще в 2007 году поселок Салмачи вошел в черту города. Тогда многие продали квартиры и построили частные дома. Но в итоге получили решения судов об их сносе. Однако до практических действий там тоже пока не дошло. Все находятся в подвешенном состоянии, сказал Business FM Руслан Тагиров.
Руслан Тагиров житель Казани «Приставам исполнительные дела не передавались. Путин тут заговорил о нас, «Газпром» начал отзывать дела. Живем, немного успокоились, обрадовались. Но в любой момент готовы активизироваться и начать действовать. Вроде у нас власть сказала, что трогать не будут. Будем дальше решать вопрос. Но все пока только на словах. Хотят сделать расписки, чтобы люди расписывались: если что-то случится, то все под их ответственность».
На «прямой линии» с президентом был задан вопрос, как собственникам, попавшим в такую ситуацию, жить дальше. Владимир Путин обещал разобраться. В итоге появился перечень поручений по итогам совещания с членами правительства. В нем говорилось, что кабинету министров необходимо обеспечить «внесение изменений в законодательство в целях создания правовых механизмов для возможного использования гражданами зданий». Но выдвигались условия. Первое — «права собственности на объекты и земельные участки зарегистрированы гражданами в установленном порядке». Второе — «собственниками объектов предоставлены письменные подтверждения об отсутствии претензий, в том числе материальных, к организациям — собственникам магистральных трубопроводов в случаях возникновения аварийных ситуаций». Иными словами, если где-то что-то рвануло и ваш дом сгорел, то к «Газпрому» претензий нет. Это так. Но, с другой стороны, если все документы в порядке, то дома признаются построенными вполне законно. А значит, компенсацию собственники вправе требовать с тех, кто эти документы выдавал, говорит директор юридического агентства «Абгарян и партнеры» Акоп Абгарян.
Акоп Абгарян директор юридического агентства «Абгарян и партнеры» «Если данный жилой дом либо земельный участок были предоставлены лицам в установленном законом порядке — было выдано разрешение на строительство, есть акт ввода в эксплуатацию, выданный мэрией соответствующего района, — тогда люди имеют право предъявить регрессы к мэрии о взыскании рыночной стоимости того имущества, которое повредилось вследствие какой-то аварии. Потому что фактически, если им давали согласие на строительство, тогда они должны были заранее людям объяснить то, что у них есть препятствия к пользованию этим имуществом. То есть однозначно здесь предъявляются убытки к мэрии».
Хоть какая-то надежда на то, что не снесут. Но остается много вопросов. Например, кто захочет купить «домик в деревне», который стоит рядом с трубой? Никто. А если и захочет, то за три копейки. Цена земли после всего произошедшего упала в несколько раз. Вот и получается, что, как не крути, а «национальное достояние» дачникам обходится слишком дорого.