Войти в почту

В Эстонии – бесплатный транспорт. А в России?

Как небольшой прибалтийской стране удалось сделать бесплатным практически весь общественный транспорт и возможно ли такое повторить в России, где во многих регионах цены на проезд регулярно повышают. «Зеленая столица мира» Бывшего мэра Таллина Эдгара Сависаара называют самым скандальным и противоречивым политиком Эстонии. Он прославился своими «народными» инициативами (оппоненты называют их популистскими), а также коррупционными связями то с русскими, то с неким швейцарским фондом, из-за которых он в итоге и ушел с поста таллинского градоначальника. Но у экс-мэра до сих пор немало ярых фанатов, которые считают, что Сависаара во всех грехах ложно обвинили политические конкуренты. Но его главное достижение не могут оспорить даже враги – Сависаар ввел в Таллине бесплатный общественный транспорт. – Бесплатные социальные услуги – очень благодатная идея, мы впервые предложили сделать транспорт бесплатным еще в середине 2000-х годов, – рассказал «Собеседнику» эстонский политик, депутат городского собрания г. Силламяэ Олег Култаев. – Потом идея всплывала в разных вариациях. Многие не верили, многие критиковали. Но факт, что сегодня можно проехать всю Эстонию из конца в конец абсолютно бесплатно. Правда, придется совершить несколько пересадок и подстроиться под расписание городского транспорта. В 2013 году мэр Таллина Эдгар Сависаар запустил первый бесплатный автобус. – Этот новаторский шаг сделает нас уникальной зеленой столицей мира и поможет убить двух зайцев одним выстрелом. В первую очередь избежим большого количества машин, в том числе и пробок, и аварий. К тому же дороги будут изнашиваться меньше, – нахваливал мэр Таллина Эдгар Сависаар идею бесплатного транспорта. Правда, сам городской глава только несколько раз прокатился на общественном транспорте под вспышки фотокамер, но потом все-таки предпочитал личный автомобиль, что подтверждают и несколько крупных автомобильных штрафов, выписанных политику. Но вот простые таллинцы по достоинству оценили подарок от мэрии. Средняя поездка по городу стоила пол-евро, а по межгороду в ближайший населенный пункт – 1 евро. В месяц эстонец тратил на проезд около 50 евро – это 10% от минимальной зарплаты у нас. Так что теперь эстонцы ощутимо экономят, – рассказал Олег Култаев. А как у нас В Москве проезд в метро в 2001 году стоил 5 рублей, за 20 лет разовая поездка подорожала в 11 с лишним раз и стоит 57 рублей. Проезд в питерской подземке в 2001 году стоил 7 рублей, сейчас – 55 рублей. Стоп, тариф. Рост цен на проезд начинает вызывать протесты в России Далеко ли до Таллина Вопреки опасениям скептиков отсутствие платы за проезд не подорвало эстонский бюджет, а даже, наоборот, дополнительно дало за первые 5 лет около 25 миллионов евро в казну страны. Городские власти ввели так называемые зеленые карты, которые стоят 2 евро и позволяют неограниченно бесплатно ездить по городу. Но для их получения нужно иметь регистрацию в Таллине и быть налоговым резидентом этого города. За 5 лет их число выросло на 25 тысяч человек, что для столицы с населением 400 тысяч очень ощутимо. – Новые резиденты – это иногородние, которые работали в Таллине, но зарегистрированы были в других городах. То есть когда-то приехали в Таллин на заработки. С появлением бесплатного общественного транспорта они поменяли регистрацию на таллинскую, и соответственно стали платить налоги уже в столице, – объясняет Олег Култаев. Статистики подсчитали, что новые 25 тысяч резидентов дают городу налогами по 1 тысяче евро в год, или в сумме 25 миллионов евро. Доход за вычетом расходов на содержание транспорта выходит порядка 20 миллионов, которых хватает и на обновление парка автобусов, и на топливо, и на зарплату водителям. Позитивный опыт подхватили и другие эстонские города, а также целые уезды, которые ввели также бесплатное междугородное сообщение. – В Риге и Вильнюсе люди стали спрашивать у своих властей, почему в Таллине смогли ввести бесплатный проезд, а у них нет. И требуют того же. На самом деле эстонский опыт заслуживает подробного изучения. Им удалось создать систему грамотного перераспределения финансов, в результате чего люди могут получать бесплатные социальные блага. Что-то похожее было в Советском Союзе, когда проезд в трамвае стоил символических денег – 3 копейки при средней зарплате 120 рублей. Это было возможно благодаря тому же перераспределению – люди недополучали в зарплате, но зато имели бесплатные услуги от государства. В Эстонии это выглядит несколько иначе – там очень высокие цены на алкоголь, табак, большие поступления от туристической отрасли, благодаря чему у государства есть возможность давать населению дополнительные льготы, – поясняет президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич. Даром не надо В эстонских регионах картина немного отличается от столичной. – Наш город Силламяэ небольшой, и, конечно, нет таких налоговых поступлений в бюджет, как в Таллине, поэтому у нас бесплатный транспорт оплачивается из бюджета, – рассказывает Олег Култаев. – Но, я считаю, это нормально – и медицину, и образование частично дотирует государство, что абсолютно правильно. Реализуется это так: городские власти создают специальную некоммерческую организацию, которая координирует уездные перевозки, проводит конкурс для частных фирм. Кто выигрывает, получает госконтракт. Это постоянное бюджетное финансирование, поэтому компании конкурируют за него. Система максимально прозрачна и автоматизирована, человеческое участие в торгах минимально, система назначает победителя. Но полностью очиститься от коррупционной составляющей не удается. Например, недавно были отменены торги после попытки одной из фирм смошенничать. Пробок стало меньше, а отдаленные населенные пункты, ярмарки, магазины получили дополнительный импульс к развитию – пассажиропоток по отдельным направлениям увеличился от 20 до 90%. Товарооборот частного бизнеса вырос, транспортная доступность отдаленных мест улучшилась. Жители небольших поселков получили возможность чаще выбираться за пределы своего населенного пункта. А бедные слои теперь могут без ущерба для кошелька выезжать на обследования, учебу и лечение в большие города. К хорошему привыкаешь быстро. И в Эстонии сегодня даже появилось обратное движение – инициатива вернуть плату за проезд! – Такие мысли сегодня у нас уже периодически высказываются, – подтверждает Олег Култаев. – Логика очень простая. После отмены платы за проезд транспорт наводнили праздношатающиеся граждане, асоциальные элементы, нездоровые люди, которые просто катаются целыми днями. В итоге по ряду направлений автобусы битком, а комфорт ехать в одном салоне с бездомным – сами представляете, какой. Поэтому есть мысль ввести хотя бы минимальную плату – 10–20 евроцентов, чтобы просто отсечь публику, которая «живет» в бесплатном транспорте. Тогда тем, кто ездит по необходимости – на работу, учебу, – было бы проще. Политик уже вносил такое предложение в городскую думу. Но его конечно же не поддержали. Где еще в мире бесплатный проезд В Хасселте (Бельгия) городской транспорт был бесплатным 16 лет, однако в конце концов пришлось снова ввести плату за проезд. Бесплатный проезд также в небольших французских городах Обань и Дюнкерк. В центре Мельбурна (Австралия) есть бесплатные трамваи, в Манчестере (Великобритания) бесплатно ходят специальные автобусы по центру города. В Акюрейри (Исландия) бесплатный весь городской транспорт. В Веленье (Словения) работают 5 маршрутов, на которые не нужны билеты. Линии без оплаты есть в Ливиньо (Италия), Куала-Лумпуре (Малайзия), Майами (США). Опыт Эстонии сейчас изучают китайский город Чэнду (столица провинции Сычуань) и Бухарест (Румыния). Идею отмены платы за проезд рассматривают Лейбористская партия Британии и мэрия Парижа. *** Материал вышел в издании «Собеседник» №8-2020 под заголовком «Эстония поехала с ветерком!».

В Эстонии – бесплатный транспорт. А в России?
© ИД "Собеседник"