Россиянам просят разрешить ездить по иностранным правам
По действующему законодательству управляющий автомобилем гражданин Российской Федерации обязан иметь отечественное водительское удостоверение. Однако наши сограждане, которые постоянно проживают в других странах, не могут получить российские права, а каждый их визит на Родину за рулём авто оборачивается штрафом: гаишники не признают выданные соотечественникам иностранные водительские корочки. Приехал автотуристом — штраф Общенациональная ассоциация Автомототуризма направила письмо (есть в распоряжении «Парламентской газеты») главе думского Комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярославу Нилову с просьбой законодательного урегулирования дискриминационной ситуации, в которую угодили российские граждане, постоянно проживающие за рубежом. Как рассказал «Парламентской газете» глава ассоциации Сергей Лобарев, у большинства из них нет внутренних российских паспортов, при этом они имеют вид на жительство на территории иностранных государств, а также национальные и международные водительские удостоверения, которые позволяют им путешествовать по всему миру, кроме России. «У нас их привлекают к административной ответственности и штрафуют на сумму от пяти до 15 тысяч рублей, как за управление транспортным средством без водительского удостоверения, — пояснил Сергей Лобарев. — Сотрудники ГИБДД мотивируют вынесенные постановления тем, что гражданин Российской Федерации обязан иметь российское водительское удостоверение». Так, в Архангельской области гражданину России, постоянно проживающему в Эстонии, инспектор ГИБДД выписал штраф по пункту 1 статьи 12.7 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством). Об этом сообщил глава Ассоциации автомобилистов и автошкол Архангельской области Алексей Нестеренко. По его словам, после развала СССР около 130 тысяч бывших постоянных жителей Эстонии были лишены возможности автоматического получения эстонского гражданства, в связи с чем они сделали выбор в пользу гражданства РФ, которое Россия предоставила им без дополнительных условий. С тех пор эти люди проживают в Эстонии на основании постоянного вида на жительство. «Поскольку на территории РФ они бывают редко, то вполне естественно, что многие из них имеют водительские удостоверения Эстонии, — пояснил эксперт. — Получить аналогичные удостоверения на территории РФ они не имеют возможности, так как у них нет внутренних российских паспортов и регистрации, что требуется законом». При этом граждане иностранных государств, где проживают наши соотечественники, имеют возможность управлять принадлежащими им транспортными средствами на территории России по национальным и международным водительским удостоверениям. В своём письме в Госдуму глава Общенациональной ассоциации Автомототуризма Сергей Лобарёв отметил, что в ноябре прошлого года организация обращалась к руководству ГУОБДД МВД России за разъяснениями по данному вопросу, но ответа не получила. После развала СССР около 130 тысяч бывших постоянных жителей Эстонии были лишены возможности автоматического получения эстонского гражданства, в связи с чем они сделали выбор в пользу гражданства РФ, которое Россия предоставила им без дополнительных условий. Как оживить автотуризм? По данным ЦИК, в 2016 году на консульском учёте состояло почти 1,9 миллиона граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом. По другим оценкам, сегодня их число может достигать 10 миллионов человек. Для многих из них российское туристическое направление представляет большой интерес, однако посещение нашей страны на автомобиле может вызывать для них определённые трудности, полагают в Общенациональной ассоциации автомототуризма. Как рассказал «Парламентской газете» замруководителя фракции ЛДПР, глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, этот вопрос следует дополнительно изучить с привлечением внешнеполитического ведомства и ГИБДД России. «Мы обязательно обратимся в ГАИ, — подчеркнул он. — Если у гражданина есть подтверждённое право управлять транспортным средством, то за что его штрафовать?» По мнению законодателя, сложившаяся ситуация является препятствием для развития внутреннего туризма и, конечно, требует урегулирования. «Автотуризм развит во всём цивилизованном мире, он является драйвером экономики и может приносить значительный вклад в ВВП страны. Наша задача не создавать для него барьеры», — считает Ярослав Нилов. По словам первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, необходимо изучить всю статистику по подобным правонарушениям. «Возможно, это вопрос правоприменения, а не изъян законодательства», — полагает депутат.