Гражданская авиация Латвии обновила рекорды
Рынок гражданской авиации Латвии — крупнейший в Прибалтике по производственным показателям — продолжает активно развиваться. Основные игроки этого рынка — две пассажирские авиакомпании, airBaltic и SmartLynx, а также столичный аэропорт Риги — продемонстрировали положительную динамику по итогам прошлого года. Учитывая, что население Латвии в 2019 г. составляло порядка 1,9 млн чел., их показатели действительно впечатляют. Рекорд airBaltic Крупнейший авиаперевозчик Прибалтики airBaltic вновь установил собственный исторический рекорд: в 2019 г. он перевез более 5 млн пасс., что на 22% больше, чем в 2018 г. Количество рейсов возросло на 12%, до 62,7 тыс., а коэффициент занятости пассажирских кресел составил 76% (+1 п. п.). В прошлом году авиакомпания открыла девять новых маршрутов и пополнила флот восемью новыми самолетами Airbus A220-300, увеличив количество этих ВС до 22. Параллельно airBaltic выводила из парка возрастные самолеты Boeing 737, сократив их число до 4. Также в парке по-прежнему остаются 12 турбопропов Dash 8-400Q (ранее — Bombardier Q400). Как отмечает исполнительный директор перевозчика Мартин Гаусс, сегодня уже большинство пассажиров airBaltic летает именно на A220. В 2020 г. авиакомпания продолжит развитие, в том числе на рынке Прибалтики, — запланировано открытие четырех новых прямых направлений из Таллина и пяти из Вильнюса. Кроме того, с 1 апреля airBaltic начнет совершать полеты в шестой по счету российский город в своей маршрутной сети — Екатеринбург. airBaltic еще не публиковала финансовые итоги за 2019 г. По итогам I полугодия был получен убыток в размере 26,6 млн долл. (–71,3% к аналогичному периоду 2018 г.), что в целом было объяснено сезонностью бизнеса. Согласно отчетности перевозчика, по итогам года он планировал получить 500–510 млн евро (+25%) выручки. В 2019 году airBaltic раскрасила самолеты в цвета флагов трех прибалтийских государств, чтобы подчеркнуть свою ведущую роль на рынке авиаперевозок в этом регионе :: Анна Зверева Успешный ACMI Чартерная SmartLynx Airlines, специализирующаяся на предоставлении услуг по договорам ACMI (оплата за самолет, экипаж, техобслуживание и страхование), по итогам 2019 г. обслужила более 3,6 млн пасс., что на 20% больше, чем в 2018 г. Количество выполненных блок-часов перевозчика возросло на 18%, до 63,8 тыс. Положительная динамика позволила SmartLynx нарастить оборот на 25% по сравнению с 2018 г. — до 215 млн евро. В связи с растущим спросом на услуги SmartLynx парк авиакомпании был увеличен в прошлом году до 24 самолетов семейства Airbus A320ceo (по состоянию на 31 января на сайте оператора указано 23 ВС). Кроме того, был реализован ряд проектов, направленных на повышение автоматизации работы персонала авиакомпании, включая программу по сбору данных в процессе полета — Skywise и ПО для управления расходами на авиатопливо — Skybreathe. Весной 2019 г. SmartLynx, имеющая сертификаты авиавластей Латвии и Эстонии, получила мальтийский сертификат эксплуатанта, благодаря которому открыла для себя доступ на новые рынки, в том числе контролируемые Федеральной авиационной администрацией (FAA) США. В октябре SmartLynx Malta расширила свои возможности, получив также сертификат иностранного перевозчика (Foreign Air Carrier Certificate; FAOC) от авиавластей Канады, который разрешает выполнять полеты в воздушном пространстве этой страны. «Это часть нашей долгосрочной стратегии по снижению зависимости от сезонных пиков, что дает нам возможность охватить большую часть рынка и изучить американский рынок», — заявил гендиректор SmartLynx Зигимантас Суринтас. Летом прошлого года SmartLynx присоединилась к литовскому авиахолдингу Avia Solutions Group. В авиакомпании это рассматривают как возможность расширить бизнес и стать еще более крупным игроком на авиационном рынке. Рывок в будущее Аэропорт Риги тоже установил новый рекорд. По итогам 2019 г. главными воздушными воротами Латвии (да и, наверное, всей Прибалтики) воспользовалось 7,8 млн пасс. (рост на 10,5% к уровню 2018 г.). При этом более половины пассажиропотока Риги (58,5%) пришлось на базового перевозчика — airBaltic. В топ 5 авиакомпаний также вошли европейские лоукостеры Ryanair (13,4%), Wizz Air (7,7%), Norwegian (3,9%) и российский «Аэрофлот» (2,8%). Почти треть (30,4%) пассажиров в рижском аэропорту за прошлый год были транзитными и трансферными — их число возросло на 19,4%, до 2,4 млн чел. «Чтобы вывести свою сеть маршрутов на новые рынки, аэропорт продолжит работать над развитием дальнемагистральных рейсов как в пассажирском, так и в грузовом сегменте. Наши целевые рынки — это США, а также Китай и другие страны Азиатского региона», — подчеркнула председатель правления аэропорта Риги Илона Лице. По словам топ-менеджера, на рынке стран Балтии аэропорту становится тесно и его цель — стать растущим центром авиации в Северной Европе. Сейчас на стадии разработки находится проект расширения терминала, который позволит увеличить его пропускную способность до 12 млн пасс./год. Начало масштабных строительных работ намечено на 2021 г. Ожидается, что терминал будет соединен с железнодорожной станцией Rail Baltica, образуя единый комплекс обслуживания пассажиров. С 2023 года главный латвийский аэропорт планирует обслуживать как минимум 10 млн пассажиров в год. В приоритеты рижского аэропорта также входит развитие грузового сегмента: строится новый грузовой перрон, заключен договор с международной логистической компанией DHL, которая намерена построить в аэропорту логистический центр, планируется привлечь инвесторов для развития многофункционального центра грузовой логистики. За 2019 г. аэропорт Риги обслужил 27,3 тыс. т грузов (на уровне позапрошлого года), из которых 44,5% составили почтовые посылки. В прошлом году в Риге была обработана почти половина всех перевезенных авиационных грузов в Прибалтике.