Delfi (Латвия): всем чужой
Фильм «Олег» — совместное производство Латвии, Литвы, Бельгии и Франции: он «говорит» на пяти языках и был показан на десятках международных фестивалей, в том числе — в Каннах. Получил множество призов и самых лестных отзывов критики. Европейская киноакадемия включила работу в шорт-лист 46 лучших, из которых главную пятерку огласят 9 ноября. В Латвии картина выходит в прокат на этой неделе, ее можно будет увидеть в кинотеатре Splendid Palace 10, 11, 12 и 13 октября. «Работа в Германии на мясокомбинате. Требования: мужчины до 50 лет, готовые к физической нагрузке. Работа заключается в обрезке свиного ребра. Обрезка ножом или авто пистолетом. Наличие айди-карты Евросоюза. Оплата в час, старт — 10.8 евро брутто. График работы с понедельника по пятницу с 6.00 до 17.00, а в субботу с 6.00 до 12.00 часов. Есть дневная и ночная смена, доплаты за ночные смены нет. Есть 2 перерыва по 30 минут. Жилье платное, 180 евро за месяц. Живут по 2-4 в комнате. Фото жилья предоставляем. На работу возят». Это объявление бурно обсуждалось в Фейсбуке: законно ли недоплачивать за ночные смены и давать один выходной, не будет ли это чернуха, куда местные не идут, не больше ли платят за такую работу в Латвии, с учетом того, что жилье есть… Один из фейсбучных любителей острых ощущений даже собирался провести эксперимент в духе «человек меняет профессию», но тут выяснилось, что платить надо не только за дорогу и жилье, но и агентству за вакансию — еще 200 евро. Выглядело так, что за «работу мечты» придется еще и приплатить. Эксперимент отменили. Национальному киноцентру Латвии тема показалась перспективной — он выделил финансирование драмы режиссера Юриса Курсиетиса с очень похожим сюжетом: парень-негражданин бежит из Риги от вышибателей долгов и устраивается нелегально работать на мясокомбинате в небольшом городке благополучной Бельгии. Но если у кого в столице ЕС и есть благополучие, то совсем не у таких людей, как Олег. В основе сценария — реальная история про эмигранта, которую режиссеру рассказал один журналист. По иронии судьбы главную роль сыграл Валентин Новопольский — русскоязычный актер из Литвы, единственной страны Балтии, где институт негражданства введен не был. Правда, оттуда на поиски счастья в Европу выехали еще больше — около 30% экономически активного населения. Олег оттолкнулся ото дна, но уткнулся в лед. Чтобы проникнуться атмосферой рабства, режиссер Юрис Курсиетис перед запуском проекта лично cъездил на мяcокомбинат в бельгийский Гент, где познакомился с бригадой раздельщиков, почти полностью состоящей из русскоязычных латвийцев. Они работали при температуре близкой к нулю и сами чувствовали себя безмолвным мясом. На вопрос, встречаются ли они с соотечественниками, празднуют ли Лиго или День независимости, эти люди молчали… Также молча встречает удары судьбы мясник Олег. Его выгоняют с работы, поверив польскому рабочему, что «русский» толкнул его под тесак, отрубивший палец. «Босс должен кого-то уволить — ничего личного», — объясняет представитель латышской диаспоры. Счастье в польской диаспоре тоже оказалось призрачным — там он все тот же чужой среди своих: паспорт «алиенса» сжигается, статус «НЛО» вызывает смех, а обещанная зарплата удерживается «за жилье и еду». Олег снова ищет тепла «pie savējiem», но там опять: кто ты такой? Даже в бельгийскую тюрьму, как ни рвется, не берут: очень надо по-русски с ним разбираться. «Я для всех чужой! Это Бог решил принести меня в жертву или я сам?» Так и не найдя ответа на свой вопрос, Олег возвращается в Латвию, где пробивает лед с другой стороны: ныряет в прорубь и принимает крещение. Так о чем там была притча бабушки про агнца на заклание? Про надежду или про то, как она умирает? Юрис Курсиетис ответа на этот вопрос тоже не дает: считает, что каждый зритель должен найти ответ сам. На премьере картины в кинотеатре Splendid Palace присутствовали министр юстиции Янис Борданс и министр культуры Наурис Пунтулис. Первый в ответе за законность и равноправие, второй — за интеграционную политику. Русскоязычный негражданин, попавший в современное рабство — это их латвийский пациент.