Войти в почту

Вильнюс станет балтийским транспортным хабом

О проекте Rail Baltica известно уже давно. Он должен соединить Финляндию, страны Балтии и Польшу узкой колеей (в странах Балтии, как известно, колея советская). Однако первоначальный проект предполагал, что по литовской территории железная дорога пройдет через Каунас, минуя Вильнюс. Текущий проект затрагивает уже и столицу: в рамках Vilnius Connect Вильнюс превратится в транспортный хаб в масштабах Балтии. Политические предпосылки Противостояние Вильнюса и Каунаса – как противостояние Москвы и Санкт-Петербурга, только имеющее еще свою этническую и более выраженную политическую специфику. Вильнюс и Виленский край находятся в дальнем юго-восточном углу Литвы, в этнокультурном регионе под названием Дзукия. Если бы дело ограничилось только дзукийской спецификой, это было бы полбеды. Виленский край, историческая область, включающая в себя также соседние районы Беларуси, характеризуется значительным процентом поляков, некоторой долей белорусов и русских и широкой распространенностью в провинции (даже в пригородах Вильнюса) польского языка и польско-белорусской трасянки, а также значительной долей людей, хорошо владеющих русским языком и нередко использующих его в качестве родного. В Каунасе – совсем иная картина. Это почти моноэтнический город: русский язык там знают плохо, польского не знают совсем, а в качестве языка внешнего общения используют скорее английский. На протяжении длительного исторического периода именно Каунас (Ковно) был центром литовского национального движения, тогда как Вильнюс (Вильно) был центром другого национального движения – белорусского. На момент присоединения к независимой Литве в 1939 году в Вильнюсе был очень небольшой процент этнических литовцев, литовский язык мало кто знал, и написанные на литовском патриотические надписи на вошедших в город литовских танках читать было почти некому. Решение перенести столицу из Каунаса в Вильнюс было чисто политическим, вызванным претензиями на наследие Великого Княжества Литовского, где литовцы были меньшинством, а литовский язык не имел официального статуса. Учитывая эти реалии, нетрудно догадаться, какие настроения распространились в вильнюсской мэрии, как только там узнали, что Rail Baltica в первых проектах пройдет через Каунас, не затрагивая Вильнюс. Де-факто при таком раскладе Каунас мог стать первой столицей, а не второй. Вильнюс отодвигался на второй план во всех отношениях – в первую очередь, конечно, в логистическом и туристическом. Нужно было срочно что-то делать, иначе многие проекты в Вильнюсе оказались бы на грани срыва. В конце концов вильнюсская сторона все же приняла историческое решение протянуть отдельную ветку европейской колеи от Каунаса до Вильнюса. Это дало жизнь грандиозному проекту Vilnius Connect, который превращает в литовский транспортный хаб Вильнюс, а не Каунас. Rail Baltica: современная концепция Окончательное решение о приступлении к осуществлению проекта Rail Baltica было принято Европейской комиссией 26 октября 2018 года. Проект, согласно этому решению, должен осуществиться в 2026 году. Дорога пройдет через Эстонию, Латвию, Литву и Польшу, также в качестве важного партнера участвует Финляндия. В странах Балтии строительство должно начаться к концу 2020 года. К концу 2025 года железнодорожная инфраструктура должна быть завершена в виде двухпутной железнодорожной линии для смешанных перевозок, пригодной для грузовых поездов длиной не менее 740 м, электрифицированных по колее МСЖД в Эстонии, Латвии, Литве и Польше. Эта линия будет эксплуатироваться в рамках Европейской системы управления железнодорожным движением (ЕРТМС). Будет обеспечена пропускная способность для перевалки грузов на существующих и новых железнодорожных терминалах. Они будут соединены быстрой обычной двухпутной электрифицированной железнодорожной линией и колеей европейского стандарта (1435 мм). Бюджет, необходимый для полного осуществления трансграничного проекта, оценивается по меньшей мере в 5,6 млрд евро. Эта железная дорога значительно облегчит и ускорит поездки пассажиров, а также перевозку грузов из стран Балтии и Финляндии в Центральную Европу. 7 апреля 2010 года правительство Литовской Республики постановлением № 371 признало Rail Baltica экономическим проектом государственного значения, в 2011 году парламент Литовской Республики в своей резолюции № XI-161 признал Rail Baltica проектом чрезвычайной национальной важности. В октябре 2014 года компания AECOM Infrastructure & Environment UK Limited завершила технико-экономическое обоснование включения Вильнюсского узла в линию Rail Baltica. На основании результатов этого исследования было принято решение включить Вильнюсский узел в проект Rail Baltica. Узкоколейная ветка Вильнюс – Каунас По плану, к концу 2021 года должен быть утвержден подробный маршрут из Каунаса в Вильнюс. В 2022 году будет осуществлено приобретение земли и техническое проектирование этого маршрута, а также соединение Каунаса с литовско-польской границей. Литва ранее предложила девять возможных маршрутов для соединения Вильнюса с Каунасом. 2 апреля 2019 года Lietuvos Gelezinkeliai объявила поиск проектировщиков железнодорожной ветки из Каунаса в Вильнюс. Каролис Санковский, глава Дирекции железнодорожной инфраструктуры Lietuvos Gelezinkeliai, говорит, что проектировщики должны будут не только составить проект плана ветки Каунас-Вильнюс, но и разработать концепцию территориального развития с по крайней мере четырьмя альтернативными маршрутами. Наиболее эффективным способом, по мнению руководства Lietuvos Gelezinkeliai, было бы связать Вильнюс с железной дорогой Rail Baltica, которая соединит польскую границу через Каунас и Паневежис с латвийской границей, построив новую двухпутную железную дорогу, адаптированную для скоростей до 249 км/ч. Новая железнодорожная ветка, вероятнее всего, пройдет через Лентварис, Вевис и Кайшядорис, соответственно, будет короче существующего железнодорожного пути между двумя крупнейшими городами Литвы, охватывая аэропорты Вильнюса и Каунаса, Вильнюсский интермодальный терминал. Vilnius Connect: перестройка Вокзального района Вильнюса Вильнюсский железнодорожный и автобусный вокзалы в будущем станут современным многофункциональным транспортным узлом. Lietuvos Geležinkeliai (Литовские железные дороги) и власти Вильнюса в июне 2018 года представили планы по модернизации терминалов наземного междугороднего транспорта и их расширению. На территории железнодорожного вокзала будет построен новый современный автовокзал, а две станции будут соединены с подземным пассажирским переходом. В новом центре под названием Vilnius Connect разместятся офисы и новая штаб-квартира Lietuvos Geležinkeliai, а также может разместиться муниципальная администрация. Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс и генеральный директор Lietuvos Geležinkeliai Мантас Бартушка подписали соглашение о планируемой застройке на территории более 20 гектаров. Исторически район железнодорожного вокзала раньше был промышленной зоной и плохо ухоженной территорией. Его планируется изменить до неузнаваемости, сделав центр притяжения туристов, особенно тех, кто хочет комфортно путешествовать в соседние регионы. По словам Бартушки: «Мы хотим, чтобы место стало современным». Бартушка воздержался от комментариев относительно стоимости проекта. Территория Вильнюсского общественного логистического центра составит почти 26 га. Там планируется логистическая, складская и производственная деятельность. Инвестиционная стоимость проекта составит 22 миллиона евро. По словам мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса: «Вильнюс намного раньше расширился к северу, центр города шагнул через реку Нярис. Сейчас пришло время для расширения города к югу – до сих пор железнодорожный вокзал делил город на две половины, а в недалёком будущем он станет связующим звеном и новым лицом привокзального района. Но перемены не ограничатся вокзалом, мы изменим весь район». Vilnius Connect включает сообщение, парк офисов, торговли, услуг и развлечений. В новые офисы на упомянутой территории перенесут Вильнюсскую мэрию и центральный офис Lietuvos geležinkeliai. Автор: Роман Мамчиц

Вильнюс станет балтийским транспортным хабом
© Инвест-Форсайт