Войти в почту

Грузы ушли, а терминалы остались

ТАЛЛИНН, 1 июн — Sputnik, Светлана Бурцева. За последнее время в Эстонии произошел ряд событий, которые дали надежду занятым в сфере транзита предпринимателям на частичную компенсацию потери грузооборота. Во-первых, в феврале этого года в Рийгикогу состоялось заседание по транзиту, где помимо парламентариев и представителей транзитного сектора приняли участие руководители Эстонской железной дороги, Силламяэского и Таллиннского портов. В апреле в Москве на Международной выставке "ТрансРоссия-2017" побывала парламентская группа Эстонии и смогла договориться о возобновлении работы российско-эстонской транспортной комиссии, которая была приостановлена на долгие годы из-за политических разногласий между странами. В мае Министерство экономики и коммуникаций Эстонии предложило российским коллегам провести в июле в Таллинне заседание российско-эстонской транспортной комиссии. Также впервые за 7 лет с подачи министра Кадри Симсон было созвано заседание транзитной комиссии Министерства экономики и коммуникаций. Наконец, новый руководитель ЭЖД Эрик Лайдвеэ выразил уверенность, что ЭЖД под силу восстановить транзит, и запланировал встречу в Москве с руководством РЖД для обсуждения вопросов сотрудничества. С потерей транзита нефтепродуктов и переориентированием России на собственные портовые мощности эстонские портовики, долгие годы до этого инвестировавшие в свои проекты, оказались в сложном положении: грузы ушли, а терминалы остались. Sputnik Эстония решил узнать, что могли бы предложить эстонские порты в случае потепления двусторонних отношений. Потенциал Силламяэского порта Порт расположен в Северо-Восточной Эстонии и по праву является самым уникальным портом Балтийского моря. Южный берег Финского залива, где расположен SILPORT, соединяет несколько экономических пространств: Европейский союз на западе, Россию, СНГ и Евразийское экономическое пространство на востоке. Один из основных козырей порта — минимальный отрезок пути от порта по железной дороге через территорию Европейского союза до границы с Российской Федерацией, всего 25 километров. Это единственный пример такого предельно короткого расстояния. Это, по словам коммерческого директора порта Андрея Бирова, дает дополнительный бонус для бизнеса: перегон грузов по железной дороге от границы до причалов стоит всего 1,5 евро за тонну. Железнодорожная станция порта Силламяэ способна перерабатывать более десяти миллионов тонн грузов в год. Аналогичные общие мощности по перевалке грузов и у расположенных в гавани терминалов Доставка грузов в ближайшие порты Таллинна, Вентспилса, Клайпеды или Риги, по его информации, стоит в несколько раз больше. А поскольку транспортировка грузов морем обходится в разы дешевле, чем железной дорогой, использование минимального европейского железнодорожного тарифа до причалов — серьезный аргумент в цепочке поставок. Выигрышная глубина Еще одним немаловажным положительным фактором местоположения порта являются естественные глубины в районе акватории — до 15 метров. Основным морским путем, соединяющим порты Балтийского моря с портами мирового океана, являются Датские проливы — система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами. Глубина Датских проливов — в пределах 15-15,5 метров. А это значит, что порт Силламяэ может принимать все виды судов и танкеров, способные курсировать по Балтийскому морю с выходом в порты мира. На причалах частного порта Силламяэ, основанного на эстонском и российском капитале, можно встретить торговые суда со всего мира Кроме того, удачное место положительно влияет и на конкурентоспособность портовых тарифов, поскольку порт не нуждается в больших затратах на углубление дна у своих причалов. Чтобы обеспечить подход, например, танкера в 100 тысяч тонн, необходимо иметь причал с глубиной в 16 метров. Такой причал в порту Силламяэ, конечно, есть. Чтобы его сделать, порту достаточно было произвести работы по углублению дна всего на 1-1,5 метра. В акватории порта дно состоит из твердого грунта, глины, что также экономит средства на поддержание глубин возле причалов. Твердый грунт позволяет сделать необходимое доуглубление единожды, не повторяя такую работу на одном месте многократно. Собственный порт — гибкие тарифы Порт Силламяэ уникален также тем, что он является на 100% частным предприятием. Кроме того, доли распределены между Россией и Европейским союзом в равных частях: 50% акций предприятия принадлежит SILMET Group (Эстония) в лице Тийта Вяхи и 50% в собственности у российских предпринимателей Андрея Каткова и Евгения Малова из Санкт-Петербурга. Также порт является одним из самых крупных российско-европейских частных предприятий — его стоимость составляет 500 миллионов евро. 150 миллионов евро инвестировано владельцами порта, 350 миллионов — владельцами терминалов в порту. Очередным шагом в развитии порта стало открытие в ноябре минувшего года регулярных контейнерных перевозок. Оператором является крупнейший в мире владелец контейнеровозов компания Maersk Line Если в европейских портах причалы принадлежат государству или муниципалитету, то в порту Силламяэ вся его инфраструктура, в том числе и причалы, являются также частной собственностью владельцев порта. А это значит, что порт может вести гибкую политику использования причалов, максимально учитывая специфику бизнеса своих партнеров. Например, каждому терминалу, который пришел в порт, выделен приоритетный причал. Так, самый глубоководный причал, 16 метров, отдан в приоритет терминалу Аlexela. Этот причал может принимать танкеры с тоннажем до 100-150 тысяч тонн. Это не значит, что другие терминалы и клиенты порта не могут использовать данный причал, просто приоритет использования остается за основным терминалом. По вещному праву в ЕС терминалы, которые арендуют площади в порту на срок до 99 лет, получают права на застройку и использование арендуемой площади так, как считают для себя нужным. Так работают в порту Силламяэ российские терминалы "EUROCHEM TERMINAL SILLAMÄE" и "BCT, АКРОН", терминал "Аlexela Sillamäe", "SILSTEVE". Богат территорией Порт занимает территорию в 750 гектаров. 100 гектаров площади было отсыпано в море, что изменило береговую линию и расширило территорию Эстонии. Отсыпку порт производит за счет собственного грунта, что делает процесс дешевле. Например, чтобы Таллиннский порт смог построить контейнерный терминал, он должен был для отсыпки в море использовать привозной грунт. Порт Силламяэ Такие европейские порты, как Гамбург, Роттердам, Амстердам, Антверпен, как отметил Биров, сталкиваются с нехваткой места. В порту же Силламяэ территория позволяет разрастаться порту и вглубь, и вширь. Порт изначально задумывался и был построен как мост между Востоком и Западом для транзита груза из России на рынки ЕС, США, Канады, Японии, Азии. И уже сейчас, в том состоянии, в каком создана и работает его инфраструктура, он может перерабатывать до 15 миллионов тонн грузов. Проект же порта подразумевает обеспечить объем переработки до 50 миллионов тонн грузов. Полностью независим В инфраструктуру порта входит вся необходимая для погрузочно-разгрузочных работ техника, в том числе портальные краны KONE. А склады контейнеров, насыпных и генеральных грузов, а также хранения автомобилей, техники и грузов Ro-Ro занимают площадь на 112 га земли. Собственная ТЭЦ и прочие инфраструктурные подразделения позволяют порту обеспечивать все необходимые процессы для производства и обработки грузов своими силами. Еще одним неоспоримым плюсом являются собственные парк локомотивов и железная дорога с общей длиной путей своей же станции Силламяэ в 34 километра. Ширина колеи составляет 1520 мм. Это стандарт железнодорожных путей 17 стран, в числе которых страны Балтии, Россия, Монголия, Финляндия и многие страны постсоветского пространства. Директор по развитию порта Силламяэ Андрей Биров убежден, что транзит является важным фактором эстонской экономики Для тех грузов, которые идут автотранспортом с Запада на Восток из ЕС в страны СНГ и Россию, пять лет назад была построена современная парковка SILPORT TruckStop для большегрузных машин. В здании парковки созданы все удобства для водителей, а таможенные услуги открыты 24 часа в сутки. Казалось бы, грандиозные площади, современные техника, коммуникации, инфотехнологические возможности и 0% корпоративного подоходного налога вполне либеральной экономики Эстонии способны предложить бизнесу выгодные условия. Но сегодня, по словам директора по развитию порта Андрея Бирова, порт Силламяэ, к сожалению, перерабатывает лишь от 5,5 до 6 миллионов тонн в год. А из 750 гектаров всей площади пока работает лишь около 150 гектаров. Можно сказать, потенциал порта освоен пока на 20%. Продолжение следует.