Войти в почту

На пути к Халкин-Голу

Москва, 5 октября - "Вести.Экономика" Столкновение интересов России и Японии произошло еще в начале XX в. из-за Кореи и Маньчжурии, японские военные считали их зонами своей экспансии. Россия проиграла Русско-японскую войну, которая стала, по мнению адмирала Макарова, войной русских, живших на Дальнем Востоке, с Японией. О событиях, которые позже разворачивались на восточных границах СССР в период до начала Второй мировой войны - в материале историка Григория Попова. Отступление России, сопровождавшееся сдачей Порт-Артура и Южного Сахалина, что было закреплено Портсмутским миром весной 1905 г., прекратилось перед Первой мировой войной, когда Россия вывела из состава Китая Монголию, сделав ее фактически своим марионеточным государством. Россия сохранила за собой после Русско-японской войны также Харбин и КВЖД, последняя перешла после Гражданской войны под юрисдикцию СССР, что стало предлогом для осложнения отношений с Китаем, оказавшимся после смерти Сун Ят Сена в 1925 г. под властью энергичного генерала-политика Чан Кайши. Советско-китайский конфликт 1929 г. из-за КВЖД имел печальный итог для Китая. На КВЖД стала претендовать Япония, которая создала в Маньчжурии марионеточный режим последнего представителя китайской императорской фамилии Пуи. С КВЖД Сталин задумал сложный ход – продать дорогу японцам, это решение было принято им в 1927 г., приводим цитату его слов по этому поводу, воспроизведенную потом советским послом в Японии Г.З. Беседовским: «Если уж искать выход из создавшегося положения, то лучше всего не создавать никаких акционерных обществ с нашим участием, а просто продать кому-нибудь дорогу. И продать ее так, чтобы сохранить лицо и заострить антагонизмы между отдельными капиталистическими державами на Дальнем Востоке… Надо только решить, кому выгоднее всего можно продать КВЖД. Я думаю, что дорогу надо продать японцам ». Это решение принималось Сталиным на фоне усиления давления режимом Гоминьдана на китайских коммунистов, в конце 1927 г. происходят нападения на советских граждан в Китае. Правда, и свидетельства Беседовского – не самый надежный источник. В начале 1930-х гг. Сталин все-таки склонился к продаже КВЖД китайцам, но время уже ушло, Маньчжурия подверглась японской оккупации в 1931 г. КВЖД была единственной современной ж.д. системой в Китае, по ней японцы могли перебрасывать свои войска и вывозить в свою страну сырье. Лишаясь КВЖД и Маньчжурии, СССР терял таким образом «предполье», защищавшее его Дальний Восток со стороны Амура. Развертывание даже дополнительно приблизительно 130 000 красноармейцев на Дальнем Востоке было очень затруднительно для Советского Союза экономически в первой половине 1930-х гг., поэтому Сталин искал формулу мирного сосуществования в регионе с Японией, которая оказалась в состоянии развернуть в Маньчжурии к 1941 г. порядка 12 сухопутных дивизий, что было сделано во многом за счет контроля над КВЖД и Харбином. В 1929 г. Китай разорвал дипломатические отношения с СССР, КВЖД Чан Кайши вернуть не удалось. В 1931 г. при поддержке Москвы в Китае коммунисты создают в ряде северных районов страны непризнанное государство «Китайская советская республика», но это происходит примерно через два месяца после оккупации Маньчжурии японскими войсками. После Второй мировой войны Чан Кайши обвинял СССР в расколе китайского общества и военном ослаблении Китая через поддержку Китайской Компартии. В 1933 г. дипломатические отношения СССР с Китаем были восстановлены, но военно-политический союз между двумя странами так и не возник из-за опасений Сталина вступить в войну с Японией, которая фактически к тому времени полностью контролировала КВЖД, не считаясь с протестами советской стороны. Токио высказал озабоченность по поводу сближения Москвы с Китаем, в силу чего Советский Союз был вынужден продать КВЖД Японии, правда, окончательная передача дороги после «утряски» всех споров состоялась в 1935 г. Полпред СССР в Японии К.К. Юренев считал продажу КВЖД крупной уступкой, но в обмен, по его мнению, СССР тоже много выиграл, так как благодаря японским уступкам была укреплена граница СССР и получены новые условия для советских военно-морских сил на Дальнем Востоке. История с продажей КВЖД стала фактически провалом не дипломатии Кремля, но всей его военной политики в восточных регионах СССР, когда из-за малого военного бюджета РККА не могла развернуть там достаточно сильную для сдерживания японской агрессии в Маньчжурии и Китае в целом группировку. Другой ошибкой стала поддержка КПК перед лицом общей для СССР и Китая военной угрозы со стороны Японии. Осенью 1933 г. произошло восстановление дипломатических отношений с США, Сталин инструктировал отправившегося на встречу с Ф. Рузвельтом М.М. Литвинова пойти, если американцы предложат, на обсуждение антияпонского соглашения . В 1933 г. вероятность вооруженного конфликта между СССР и Японией из-за КВЖД была достаточно высока. Но надо отметить еще важный факт – СССР предоставил Японии нефтяные концессии на Сев. Сахалине. Кремль был за развитие «нефтяного» сотрудничества с японцами, так как производство бакинской нефти оказалось избыточным для народного хозяйства СССР, но японские нефтеперерабатывающие фирмы в итоге пролоббировали вето на крупные нефтяные контракты с Москвой, так как хотели покупать американскую нефть. Главным интересом режима Гоминдана в развитии отношений с СССР были поставки авиационной техники и отправка в Китай из СССР специалистов в сфере авиации. Для летной школы в Урумчи до конца 1934 г. были поставлены 18 самолетов моделей Р-5 и У-2, в боевые части эти машины не попали . По оценке А.С. Степанова, советская сторона поставила в конце 1937 г., по плану «Z», порядка сотни самолетов разных типов, но переговоры о продаже самолетов Китаю начались еще весной 1937 г . Летом 1937 г. Чан Кайши дал согласие Кремлю на прекращение преследования коммунистов в Китае в обмен на военно-техническую помощь, это обещание действовало не так долго, но КПК достаточно усилилась в конце 1930-х гг. во многом за счет этого. Советская сторона поставляла старые самолеты и в малых количествах на фоне того, что ежегодный выпуск военных самолетов Японией превзошел 3000 единиц, и это были очень качественный для своего времени машины. СССР смог в этой связи обещать в конце 1940 г. только организовать сборку истребителей И-16 в Урумчи, данная задача была достаточно сложной для советской и китайской сторон. Парк бронетехники, как и артиллерии, у китайцев был пестрым, но в нем преобладал долгое время Renault Ft 17, старый французский легкий танк, СССР поставил в Китай 88 Т-26. В 1939 г. наступает очередное охлаждение отношений между СССР и Китаем, так как Чан Кайши развернул свою политику в сторону Лондона и Вашингтона, получив из Британии и США значительные кредиты на закупки вооружений и военных материалов, правда, доступ к закупкам тяжелых вооружений на американском и английском рынках для китайцев оставался сильно ограниченным. До 1938 г. Китай продолжал сотрудничество и с Германией, которое, правда, не имело серьезного развития, поскольку Гитлер решил создать военно-политический альянс с Японией, но против Британии, когда кабинет премьер-министра Хирануму проводил жестко проанглийскую линию во внешней политике, не желая ссориться с Лондоном. Министр иностранных дел Японии Арита надеялся на заключение военного альянса с Германией практически до получения в Токио известия о заключении Пакта Риббентроп-Молотов. Таким образом, главной целью Японии на Дальнем Востоке было ослабление Советского Союза, как силы, поддерживавшей Китай, вплоть до нанесения РККА крупного военного поражения, после которого военный потенциал СССР в регионе сократился бы до самого минимума. В этой связи в 1938 г. появился Проект-8, или план нападения на СССР, одним из направлений наступления против советских войск этим планом предусматривалась территория Монголии, через которую японские генералы намеревались выйти к Байкалу и таким образом лишить СССР возможности, как они считали, продолжать длительное сопротивление в Забайкалье и на Дальнем Востоке.

На пути к Халкин-Голу
© Вести Экономика