Войти в почту

Индия меняет отношение к ПиП и предлагает Китаю строить инфраструктуру на северо-востоке страны

Первым явным свидетельством разворота в политике Индии по отношению к ПиП стала публикация Press Trust of India (PTI) в прошлом месяце. Тогда издание сообщило, что Нью- Дели приветствует "ограниченные китайские инвестиции" в создание регионального объединения Бангладеш, Бутан, Индия и Непал, которое позволит открыть доступ к портам для северо-восточных регионов, не имеющих выхода к морю. До этого момента Индия выступала против ПиП, заявляя, что ключевой проект в рамках этой инициативы - строительство экономического коридора Китай-Пакистан (China-Pakistan Economic Corridor, CPEC) - нарушает суверенитет Нью-Дели, так как его маршрут проходит по спорной территории в районе Кашмира. По мнению аналитиков, изменение позиции Индии в вопросе строительства коридора Китай-Пакистан и участия в ПиП в целом произошло после майского визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в Китай. Сейчас Индия готова обсуждать инфраструктурные проекты, реализуемых в рамках ШОС и БРИКС, а также взаимодействовать в формате "Китай-Индия Плюс", отмечают эксперты. Идея коридора BCIM, начальным пунктом которого является Куньмин - административный центр китайской провинции Юньнань, а конечным - порт Читтагонг в Бангладеш, была предложена еще в 1999 году, позже ее включили в инициативу ПиП. По сообщению PTI, значительный прогресс в переговорах по проекту был достигнут после того, как правительственная делегация из северо-восточных штатов Ассам, Трипура и Нагаленд во главе с лидером правящей партии BJP Рамом Мадхавом посетила Гуанчжоу, где прошли переговоры с китайскими и индийскими бизнесменами. Мадхав заявил, что Индия готова открыть Китаю доступ к Индийскому океану через северо-восточный коридор. "[Ранее] мы рассматривали возможность открытия Китаю доступа к Индийскому океану через территорию приграничного штата Сикким и порт Калькутта, но Читтагонг также является прекрасной альтернативой", - прокомментировал политик итоги переговоров. Эксперты, опрошенные CGTN, отмечает, что помимо понятных противоречий по CPEC, озабоченность Нью-Дели в связи с инициативой ПиП связана с перспективой усиления влияния Китая в регионе Индийского океана и странах Южной Азии. "Индия не против развития инфраструктуры в регионе, но она обеспокоена стратегическими последствиями определенной продвигаемой Китаем инициативы", - отмечает старший аналитик индийского подразделения Carnegie Даршана М. Баруа. Эксперт считает, что контроль Китая над транспортной инфраструктурой рассматривается в международных дипломатических кругах как инструмент давления на международную политику независимых государств. В этом контексте отмечается, что масштабные многосторонние проекты международных коридоров, реализуемых с участием Индии, - Международный транспортный коридор Север-Юг через территории Ирана, России и стран Центральной Азии; и так называемый Азиатско-Африканский коридор роста (AAGC) - были призваны стать альтернативой ПиП. Однако есть и распространенное мнение, что коридоры не будут конкурировать, а будут, напротив, эффективно дополнять друг друга.

Индия меняет отношение к ПиП и предлагает Китаю строить инфраструктуру на северо-востоке страны
© РЖД-Партнер