В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи
Чэнду называют пятым городом Китая. Новосибирск — третьим городом России. У нас «крайнюю» станцию «Золотая Нива» сдали в 2011 году. Торжественно, под выборы. Потом закрыли на доработку. Снова открыли, но уже со скандалами и уголовными делами. Перспективы строительства еще двух когда-то запланированных станций отсутствуют и в 2017 году.
Будущее наступает из Китая
Фото: VN.ru Все новости Новосибирской областиVN.ru Все новости Новосибирской области
Тем временем мегаполисы в Поднебесной развиваются с пугающей скоростью. Будущее Чэнду китайцы демонстрируют на высокотехнологичном макете размером с хоккейную площадку (1 378 квадратных метров).
Высокотехнологичный макет 15-миллионного Чэнду размером с хоккейную площадку. Фото Дмитрия Тростникова
Небоскребы в экологическом кольце
«Чэнду стал городом-окном, которое страна открыла на запад и юг Чтобы построить мультицентр нового типа по принципу одна ось, два центра и шесть районов — развитие транспорта прежде всего. Планирование сети скоростных автодорог — 5 колец и 24 луча в [сочетании с международной транспортной сетью] 2 кольца и 12 лучей — поможет осуществить доступ к любой части города за полчаса», — сообщает видеопрезентация развития Чэнду.
Планируется контроль за населенностью центра города, ограничение точек роста. Сохранение исторического наследия. Второй международный аэропорт достроят к 2018–1919 году. Гиды с гордостью подчеркивают, что это сделает Чэнду третьим городом Китая с двумя аэропортами после Пекина и Шанхая.
Экологическое кольцо из озер и лесов должно окружить 15-миллионный мегаполис. Стратегия развития агломерации Чэнду до 2030 года «подразумевает процветание мегаполиса с несколькими городами-спутниками». Дальше вок­руг него создадут 2 тысячи новых сельских населенных пунктов Китайские планы выглядели бы фантастикой, Нью-Васюками XXI века, если бы их реализация не бросалась в глаза на улицах Чэнду. Сотни небоскребов уже построены вдоль главной оси — магистрали, пересекающей весь город. Небоскребы с иголочки, их тут не меньше, чем в арабском Дубае. Показалось, что они чуть ниже — 40–50-этажные — и выглядят более рационально. Китайцы утверждают, что здешние небоскребы могут выдержать 8-балльное землетрясение, такое здесь было в 2008 году.
Небоскребы с иголочки. Фото Дмитрия Тростникова
Стратегия властей Чэнду напоминает преобразование Парижа бароном . Там реформатор XIX века прорезал великий город лучами авеню. Французская специфика ставила барону задачу спрямить средневековые улицы для усложнения строительства баррикад и упрощения стрельбы из пушек по толпам парижан, бунтовавших полвека. Впрочем, в Чэнду китайцы не бунтуют.
Терракотовое войско и Шелковый путь
Другой город — 8 миллионный Сиань, столица провинции Шэньси. Группы жилых и строящихся панельных высоток в 30–40 этажей. И в центре города, и на окраинах. Иногда с китайским колоритом, иногда без. Строительный бум бросается в глаза. Но говорят, что в самый пик, 2008–2010 годы, было еще круче. «В 2010 году я вернулся после учебы в совсем другой город. Я не узнал свой район, так он переменился. Небоскребы выросли всего за два года, пока я учился в России», — делится воспоминаниями гид У Фань. 1 апреля 2017 года в провинции Шэньси открыта новая свободная внешне­экономическая зона. Восьмая в Китае. Местные власти очень этим гордятся и рассчитывают на мощный импульс к развитию провинции. Отсюда скоростная железная дорога начнет новый Шелковый путь в Европу. Сюда уже сейчас приезжают 2 миллиона иностранных туристов в год: посмотреть на Терракотовую армию — восьмое чудо света, историческую достопримечательность из списка всемирного наследия . Плюс еще сколько-то миллионов тури­стов из самой КНР. Как только Сиань станет крупным транспортным хабом, этот поток возрастет.
Вместе с императором были похоронены глиняные копии его солдат
Таким представляют будущее 15-й по экономическому развитию из 34 про­винций КНР (в число провинций включены города Пекин, Шанхай, Гонконг, Макао. — Прим ред.), фактически Шэньси «середнячок». Впрочем, еще недавно она занимала 23-ю позицию, территория развивается опережающими темпами.
Как им это удается?
Чудеса взрывообразного экономического развития Поднебесной меняются перед глазами за несколько дней скоротечного пресс-тура, как в калейдоскопе, и терзает вопрос: «Как им все это удается?» Ведь Китай не экспортер нефти, как арабские королевства, поражающие мир диковинными достижениями от избытка денег. Фундамент экономических успехов КНР принципиально иной. В Чэнду работает IT-кла­стер «Гаосинь». Здесь представлены производители главных мировых компьютерных брендов: , , Huawei, Nokia, Lenovo, и т. д. Здесь работают 13 из 20 ведущих мировых разработчиков софта: Kingsoft, Grasp, NibiruTech. Здесь делают iPhone — мечту всех блондинок мира. ВРП города — 1 триллион юаней. Компании, разместившие производство в Китае, получают налоговые льготы. И международные корпорации явно не волнует, что здесь под запретом , Facebook, YouTube. Граждане КНР пользуются местными аналогами всемирных интернет-сервисов, и им хватает, судя по отзывам тех китайцев, с кем удалось пообщаться. и «ВКонтакте» здесь, кстати, работают. «Только медленно», — жалуются пользователи. Освоение новых, более высоких технологий происходит здесь стремительно. Китайцы гордятся поездами, развивающими скорость
300 километров
в час. Сеть скоростных железных дорог разрастается по стране с 2008 года. Когда проект скоростной железной магистрали в Европу будет реализован, любопытно, насколько мощное конкурентное преимущество получат китайские товары, которые и без того доминируют на мировом рынке?
«Made in China»
Еще лет десять назад при покупке компьютера было принято интересоваться: «белая» сборка, «желтая» или, не дай бог, «красная»? Покупатель обращал внимание на страну-производителя. Сейчас уже все компьютеры «Made in China». И качество всех устраивает. Оно высокое. Автомобили — следующий шаг экономической экспансии. Готов поспорить. В Новосибирске китайские авто уже не редкость. Их все больше, цены радикально ниже. японского, Элементарная арифметика. Новый кроссовер известного корейского или европейского производителя в Ново­сибирске стоит примерно от 1,5 миллиона рублей. Самый доступный вариант, французский Duster, от миллиона, если хотите 4WD. А цена китайского кроссовера «Лифан» начинается от 600 тысяч рублей. У нас на слуху только несколько марок китайских авто. А в провинции Шэньси быстро сбиваешься, пытаясь сосчитать на дорогах разные марки местного автопрома. Когда нынешние владельцы «Лифанов» и «Джили» отъездят два-три года и оставят в Интернете достаточно отзывов об этих машинах, из сознания массового автовладельца уйдет страх, что китайские авто ненадежны, и весь этот поток хлынет на наши дороги. Недавно информ­агентства распространили новость: в Китае начинают производить «Тесла» — самый высокотехнологичный электромобиль наших дней. Нет сомнений, что качество авто из КНР скоро будет на высоте, как это случилось с компьютерами. В июне 2016 года началось серийное производство первого китайского гражданского авиалайнера Comac ARJ21. Сколько времени авиапрому Поднебесной понадобится, чтобы потеснить и Airbus на рынке самолетостроения, как потеснили сильнейших IT-производителей на рынке компьютеров? Предприятия Чэнду, кстати, участвуют в создании самолета.
Гуманитарная экспансия
И еще одна деталь. В агрозоне мы наблюдали, как бесплатно учат студентов из развивающихся стран — Египта, Южного Судана, Зимбабве, Монголии — агротехнологиям в Yangling Vocational and Technical College.
В Сычуаньском университете студентам из России, обучающимся китайскому языку, платят стипендии «Одного пояса и одного пути» — 3 000 юаней. Преподавателей русского языка и журналистики там ищут на зарплату 250 тысяч юаней в год (1 юань — больше 8 рублей). Огромные деньги Китай вкладывает в обучение молодых и активных граждан из третьих стран и России. Путь к мировому лидерству — это не только экономическая экспансия, но и гуманитарные технологии «мягкой силы». Очевидно, что здесь это поняли и реализуют в рамках долгосрочной стратегии «Один пояс и один путь», провозглашенной в 2013 году. «Конвертировать преимущества политического диалога, географической близости и экономической взаимодополняемости в преимущества сотрудничества, устойчивого роста, создания общности интересов на основе взаимной выгоды и общего выигрыша» — так описывает стратегию Председатель КНР . Идея формирования «Экономического пояса Шелкового пути» является частью стратегии. И по этому пути Китай движется темпами экспрессов, которыми так гордятся представители Поднебесной.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» 28 от 12 июля 2017 года