Будущее наступает из Китая
Чэнду называют пятым городом Китая. Новосибирск — третьим городом России. У нас «крайнюю» станцию «Золотая Нива» сдали в 2011 году. Торжественно, под выборы. Потом закрыли на доработку. Снова открыли, но уже со скандалами и уголовными делами. Перспективы строительства еще двух когда-то запланированных станций отсутствуют и в 2017 году. Тем временем мегаполисы в Поднебесной развиваются с пугающей скоростью. Будущее Чэнду китайцы демонстрируют на высокотехнологичном макете размером с хоккейную площадку (1 378 квадратных метров). Высокотехнологичный макет 15-миллионного Чэнду размером с хоккейную площадку. Фото Дмитрия Тростникова Небоскребы в экологическом кольце «Чэнду стал городом-окном, которое страна открыла на запад и юг… Чтобы построить мультицентр нового типа по принципу одна ось, два центра и шесть районов — развитие транспорта прежде всего. Планирование сети скоростных автодорог — 5 колец и 24 луча в [сочетании с международной транспортной сетью] 2 кольца и 12 лучей — поможет осуществить доступ к любой части города за полчаса», — сообщает видеопрезентация развития Чэнду. Планируется контроль за населенностью центра города, ограничение точек роста. Сохранение исторического наследия. Второй международный аэропорт достроят к 2018–1919 году. Гиды с гордостью подчеркивают, что это сделает Чэнду третьим городом Китая с двумя аэропортами после Пекина и Шанхая. Экологическое кольцо из озер и лесов должно окружить 15-миллионный мегаполис. Стратегия развития агломерации Чэнду до 2030 года «подразумевает процветание мегаполиса с несколькими городами-спутниками». Дальше вокруг него создадут 2 тысячи новых сельских населенных пунктов… Китайские планы выглядели бы фантастикой, Нью-Васюками XXI века, если бы их реализация не бросалась в глаза на улицах Чэнду. Сотни небоскребов уже построены вдоль главной оси — магистрали, пересекающей весь город. Небоскребы с иголочки, их тут не меньше, чем в арабском Дубае. Показалось, что они чуть ниже — 40–50-этажные — и выглядят более рационально. Китайцы утверждают, что здешние небоскребы могут выдержать 8-балльное землетрясение, такое здесь было в 2008 году. Небоскребы с иголочки. Фото Дмитрия Тростникова Стратегия властей Чэнду напоминает преобразование Парижа бароном Жоржем Османом. Там реформатор XIX века прорезал великий город лучами авеню. Французская специфика ставила барону задачу спрямить средневековые улицы для усложнения строительства баррикад и упрощения стрельбы из пушек по толпам парижан, бунтовавших полвека. Впрочем, в Чэнду китайцы не бунтуют. Терракотовое войско и Шелковый путь Другой город — 8 миллионный Сиань, столица провинции Шэньси. Группы жилых и строящихся панельных высоток в 30–40 этажей. И в центре города, и на окраинах. Иногда с китайским колоритом, иногда без. Строительный бум бросается в глаза. Но говорят, что в самый пик, 2008–2010 годы, было еще круче. «В 2010 году я вернулся после учебы в совсем другой город. Я не узнал свой район, так он переменился. Небоскребы выросли всего за два года, пока я учился в России», — делится воспоминаниями гид У Фань. 1 апреля 2017 года в провинции Шэньси открыта новая свободная внешнеэкономическая зона. Восьмая в Китае. Местные власти очень этим гордятся и рассчитывают на мощный импульс к развитию провинции. Отсюда скоростная железная дорога начнет новый Шелковый путь в Европу. Сюда уже сейчас приезжают 2 миллиона иностранных туристов в год: посмотреть на Терракотовую армию — восьмое чудо света, историческую достопримечательность из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Плюс еще сколько-то миллионов туристов из самой КНР. Как только Сиань станет крупным транспортным хабом, этот поток возрастет. Вместе с императором были похоронены глиняные копии его солдат Таким представляют будущее 15-й по экономическому развитию из 34 провинций КНР (в число провинций включены города Пекин, Шанхай, Гонконг, Макао. — Прим ред.), фактически Шэньси «середнячок». Впрочем, еще недавно она занимала 23-ю позицию, территория развивается опережающими темпами. Как им это удается? Чудеса взрывообразного экономического развития Поднебесной меняются перед глазами за несколько дней скоротечного пресс-тура, как в калейдоскопе, и терзает вопрос: «Как им все это удается?» Ведь Китай не экспортер нефти, как арабские королевства, поражающие мир диковинными достижениями от избытка денег. Фундамент экономических успехов КНР принципиально иной. В Чэнду работает IT-кластер «Гаосинь». Здесь представлены производители главных мировых компьютерных брендов: Intel, IBM, Huawei, Nokia, Lenovo, Siemens и т. д. Здесь работают 13 из 20 ведущих мировых разработчиков софта: Kingsoft, Grasp, NibiruTech. Здесь делают iPhone — мечту всех блондинок мира. ВРП города — 1 триллион юаней. Компании, разместившие производство в Китае, получают налоговые льготы. И международные корпорации явно не волнует, что здесь под запретом Google, Facebook, YouTube. Граждане КНР пользуются местными аналогами всемирных интернет-сервисов, и им хватает, судя по отзывам тех китайцев, с кем удалось пообщаться. «Яндекс» и «ВКонтакте» здесь, кстати, работают. «Только медленно», — жалуются пользователи. Освоение новых, более высоких технологий происходит здесь стремительно. Китайцы гордятся поездами, развивающими скорость 300 километров в час. Сеть скоростных железных дорог разрастается по стране с 2008 года. Когда проект скоростной железной магистрали в Европу будет реализован, любопытно, насколько мощное конкурентное преимущество получат китайские товары, которые и без того доминируют на мировом рынке? «Made in China» Еще лет десять назад при покупке компьютера было принято интересоваться: «белая» сборка, «желтая» или, не дай бог, «красная»? Покупатель обращал внимание на страну-производителя. Сейчас уже все компьютеры «Made in China». И качество всех устраивает. Оно высокое. Автомобили — следующий шаг экономической экспансии. Готов поспорить. В Новосибирске китайские авто уже не редкость. Их все больше, цены радикально ниже. японского, Элементарная арифметика. Новый кроссовер известного корейского или европейского производителя в Новосибирске стоит примерно от 1,5 миллиона рублей. Самый доступный вариант, французский Renault Duster, от миллиона, если хотите 4WD. А цена китайского кроссовера «Лифан» начинается от 600 тысяч рублей. У нас на слуху только несколько марок китайских авто. А в провинции Шэньси быстро сбиваешься, пытаясь сосчитать на дорогах разные марки местного автопрома. Когда нынешние владельцы «Лифанов» и «Джили» отъездят два-три года и оставят в Интернете достаточно отзывов об этих машинах, из сознания массового автовладельца уйдет страх, что китайские авто ненадежны, и весь этот поток хлынет на наши дороги. Недавно информагентства распространили новость: в Китае начинают производить «Тесла» — самый высокотехнологичный электромобиль наших дней. Нет сомнений, что качество авто из КНР скоро будет на высоте, как это случилось с компьютерами. В июне 2016 года началось серийное производство первого китайского гражданского авиалайнера Comac ARJ21. Сколько времени авиапрому Поднебесной понадобится, чтобы потеснить Boeing и Airbus на рынке самолетостроения, как потеснили сильнейших IT-производителей на рынке компьютеров? Предприятия Чэнду, кстати, участвуют в создании самолета. Гуманитарная экспансия И еще одна деталь. В агрозоне Ян Линь мы наблюдали, как бесплатно учат студентов из развивающихся стран — Египта, Южного Судана, Зимбабве, Монголии — агротехнологиям в Yangling Vocational and Technical College. В Сычуаньском университете студентам из России, обучающимся китайскому языку, платят стипендии «Одного пояса и одного пути» — 3 000 юаней. Преподавателей русского языка и журналистики там ищут на зарплату 250 тысяч юаней в год (1 юань — больше 8 рублей). Огромные деньги Китай вкладывает в обучение молодых и активных граждан из третьих стран и России. Путь к мировому лидерству — это не только экономическая экспансия, но и гуманитарные технологии «мягкой силы». Очевидно, что здесь это поняли и реализуют в рамках долгосрочной стратегии «Один пояс и один путь», провозглашенной в 2013 году. «Конвертировать преимущества политического диалога, географической близости и экономической взаимодополняемости в преимущества сотрудничества, устойчивого роста, создания общности интересов на основе взаимной выгоды и общего выигрыша» — так описывает стратегию Председатель КНР Си Цзиньпин. Идея формирования «Экономического пояса Шелкового пути» является частью стратегии. И по этому пути Китай движется темпами экспрессов, которыми так гордятся представители Поднебесной. Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №28 от 12 июля 2017 года