Китай продолжил традиции советского военного кораблестроения

Уже второй авианосец спущен на воду в КНР - и это вновь корабль, построенный по образцу и подобию авианесущих крейсеров советских проектов. И хотя в состав ВМС Китая корабль войдет только через несколько лет, уже сейчас можно предположить, чем он будет отличаться как от российских, так и от американских аналогов. Новый авианосец флота КНР был спущен на воду в порту Далянь. Корабль планируется принять на вооружение в 2020 году - предстоящие три года он будет достраиваться и испытываться. Всего в ближайшие годы Китай планирует довести количество авианосцев до пяти. Второй китайский авианосец - первый корабль такого класса, построенный собственно в КНР. Первый китайский авианосец «Ляонин», в прошлом – советский тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» заложенный в 1985 на верфи в Николаеве. При разделе Черноморского флота корабль отошел Украине, а в 1998 году был продан китайской компании (как тогда сообщалось, для организации плавучего парка развлечений и казино). Теперь же отремонтированный и переоснащенный авианосец - флагман флота Народно-освободительной армии Китая, не так давно участвовавший в демонстрации мощи ВМС КНР близ спорных островов Южно-Китайского моря. По образцу модернизированного «Варяга» «Грубо говоря, новый, второй авианосец - это китайская версия нашего тяжелого авианесущего крейсера проекта 11436, который «в девичестве» был «Варягом», - пояснил в комментарии газете ВЗГЛЯД научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов. При строительстве нового корабля китайцы воссоздали конструкцию тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», но с использованием собственных материалов, пояснил эксперт. «Полностью - их корпус. Немного изменена надстройка, с другой радиолокационной станцией», - указал Фролов. Радиоэлектронное оборудование, посадочное оборудование, силовая установка – все китайское. По мнению эксперта, «корабль более удачно скомпонован, в отличие от «Варяга», который китайцы немного переделывали». В частности китайцы сняли с «Варяга» - «Ляонина» встроенный комплекс противокорабельных ракет «Гранит». «Любая переделка все-таки хуже, чем что-то, что было спроектировано изначально», - отмечает Фролов. «По числу самолетов, которые новый корабль может нести на борту, он сопоставим с «Ляонином», здесь каких-то сенсаций быть не может», - добавил эксперт. В частности, у нового корабля нет никаких принципиальных отличий по системе противовоздушной обороны с «Ляонином», - пояснил газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков. Таким образом, можно сказать, что Китай продложил и развил и технологии и идеи строительства авианосцев, начатые более чем сорок лет назад Советским Союзом. Однако если нынешний авианосец, с «говорящим» названием проекта - 001A, создан по образцу «Варяга», то следующий корабль такого типа строится Китаем по совершенно новому, самостоятельному проекту. Ранее сообщалось, что третий авианосец может быть оснащен ядерной силовой установкой и несколькими паровыми катапультами. В сравнении с «Адмиралом Кузнецовым» Потенциал второго китайского авианосца будет выше, чем у «Адмирала Кузнецова», полагает Фролов. «За счет того, что это - новый корабль, он не будет страдать от конструктивных и производственных недоработок, которые есть на «Кузнецове», - считает Фролов. «Как я уже сказал, у «Адмирала Кузнецова» есть встроенный комплекс противокорабельных ракет. Эксперты до сих пор гадают, будет ли этот комплекс демонтирован при модернизации и ремонте корабля». Недавно появлялась информация о том, что вместо старых «Гранитов» собираются поставить новые ракетные комплексы, отмечает Фролов. «Видимо, Минобороны не забрасывает концепцию универсального корабля, который может и применять ракеты, и принимать самолеты, - считает Фролов. – Если это так, то особенности «Адмирала Кузнецова» в сравнении со всеми авианосцами, которые есть в других странах, будет состоять именно в этом». Сразу можно указать на проблемы китайского корабля и нашего «Адмирала Кузнецова» - это отсутствие элементов радиолокационного дозора, поэтому возможности противовоздушной обороны весьма ограничены, - отметил, в свою очередь Константин Сивков. Если у российского корабля есть 4 вертолета К-31 радиолокационного дозора и это в значительной степени решает вопросы при предупреждающем обнаружении воздушного противника, у Китая полноценных вертолетов радиолокационного дозора нет. Кроме того, у нашего авианосца также более совершенная гидроакустика, имеется собственная гидроакустическая станция, отмечает Сивков. Американские аналоги По оценке Сивкова, в целом можно сказать, что «наш авианосец на 10-15% превосходит китайский». Если сравнивать китайский корабль с американскими авианосцами, то «по ударным возможностям, это где-то 30-35% от возможностей авианосца США, полагает Константин Сивков. По решению задач противовоздушной обороны – это примерно 20%, по борьбе с подводными лодками – примерно 60% от американских», - подытожил эксперт. Тихоокеанский флот ВМС США располагает 6 авианосцами. Это «Нимиц», и пять кораблей аналогичного класса: «Карл Винсон» (флагман ударной группы, маневрировшей у берегов Кореи), «Джон Стеннис», «Джордж Вашингтон», «Авраам Линкольн» и «Рональд Рейган». 5 из 6 авианосцев, в том числе «Карл Винсон», входят в состав 3-го флота, прикрывающего Тихоокеанские побережье. Один - «Джордж Вашингтон» входит в состав 7-го флота, базирующегося в Японии. Расклад сил на Тихом океане «Китайский флот – второй после американского, по каким-то аспектам он сопоставим с японским, и превосходит все остальные флоты», - полагает военный эксперт Андрей Фролов. По его оценке, флот КНР превосходит и российский Тихоокеанский флот, «может быть, за исключением подводной компоненты». «У нас там больше атомных подлодок, и их качественные характеристики превышают китайские. Но многие АПЛ сейчас находятся в ремонте», - отмечает эксперт. США очевидно испытывают явную обеспокоенность ростом китайского присутствия в Тихом океане. Признаком этого можно считать появившиеся с начала прошлого года сообщения о желании Пентагона пересмотреть Положение о структуре флота (FSA). Проект пересмотренного FSA предполагал увеличение численности кораблей ВМФ с 308 до 355 единиц. Этот же пункт – увеличить численность кораблей до 350 содержался и в предвыборной программе Дональда Трампа. По мнению экспертов, одна из главных причин планов по увеличению флота - необходимость упреждающего маневра в противостоянии с Китаем. Но поскольку китайский авианосец будут еще достраивать и войдет он в строй только к 2020 году, баланс сил в Тихоокеанском регионе это пока еще не меняет, - полагает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. Но в перспективе Китай, нарастив число боевых кораблей, рассчитывает «решать более разнообразные задачи в прилегающих к Китаю морях западной части Тихого океана, повысит возможности для успешных операций против Тайваня в Южно-Китайском море», - подчеркнул эксперт. Китайские корабли, по сравнению с американскими, имеют меньшие возможности, согласился собеседник, но «они предназначены для других задач. Они не будут использоваться по всему миру, это больше для действий в прилегающих к Китаю морях», - резюмировал Кашин.

Китай продолжил традиции советского военного кораблестроения
© Деловая газета "Взгляд"