Как производители продуктов обманывают россиян

Свыше 200 несуществующих лабораторий, которые занимаются сертификацией пищевой продукции, выявил Россельхознадзор с 2020 года. Чтобы подделать декларации соответствия и убедить торговые сети и покупателей в том, что их продукция безвредная и качественная, производители идут на все возможные уловки: от использования устаревших нормативов (в частности, по пестицидам) до печати протоколов, выпущенных за несколько лет до фактической даты проведения лабораторных исследований. О том, как нас обманывают изготовители пищевой продукции, и о том, что с этим планируется делать на законодательном уровне, подробно рассказали участники круглого стола на тему «Совершенствование законодательства о техрегулировании качества и безопасности сельскохозяйственной и пищевой продукции», который прошел во вторник, 3 декабря, в Совете Федерации. «Парламентская газета» выбрала из повестки совещания главное.

Как производители продуктов обманывают россиян
© Парламентская газета

Производителям не хватает стандартов

Как сообщил в рамках круглого стола замруководителя Россельхознадзора Антон Кармазин, существующие нормы сертификации позволяют производителю проводить оценку своей продукции на основании собственных доказательств. В результате сама по себе процедура оценки становится чистой формальностью, а производители пускаются, что называется, во все тяжкие.

«Так, зачастую, используются протоколы испытаний несуществующих лабораторий, что свидетельствует о том, что испытания не проводились в принципе, — констатировал Кармазин. — Встречаются протоколы испытаний, выпущенные за несколько лет до самих испытаний, документы, которые вообще не имеют отношения к лабораторным исследованиям».

По словам Антона Кармазина, с 2020 года Россельхознадзор выявил в России 206 несуществующих лабораторий: 151 из них занималась декларированием зерновой продукции, 37 — продукцией, связанной с ветеринарным контролем, и 18 — декларированием пестицидов и агрохимикатов. В этом же году ведомство отозвало суммарно 26 тысяч деклараций, выданных такими лабораториями-призракам — на шесть тысяч больше, чем в прошлом.

С пестицидами, к слову, связан отдельный пласт проблем. Так, например, действующие стандарты не учитывают множество их новых разновидностей. Из-за этого производители могут проводить исследования на химикаты, которые в сельском хозяйстве в реальности не используются уже как минимум тридцать лет — и добросовестно отчитываться, что их в продукции не обнаружено. Кроме того, отметил Кармазин, текущие российские нормы сильно отстают от мировых: так, например, в России разрешены к использованию 95 пестицидов, запрещенных в ЕС.

«Сейчас нам необходимо срочно разработать свыше 130 нормативов для определения и регламентирования действующих веществ, — констатировал замруководителя Россельхознадзора. — Так, было установлено, что 137 веществ, которые применяются за границей для выращивания овощей, предназначенных для отправки на российский рынок, не имеют установленных российских — максимально допустимых уровней».

С кого спросить за детское питание?

Не все ладно и в сфере детского питания. Так, по словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина, недавние парламентские слушания показали, что по детскому питанию требуется порядка 130 государственных стандартов. А существует только 36.

«В технических регламентах о детском питании не особо сказано, с качеством, соответственно, все плохо совсем, — подчеркнул сенатор. — Парадокс: 1,4 миллиона ребятишек у нас рождается, а мы фактически не имеем никаких качественных характеристик для тех продуктов, которыми их кормим. И даже спросить, по сути, не с кого. Вот придет завтра мамочка на рынок, накормит своего ребятеночка неизвестно чем, потом будет с ним, больным, мучиться. А делать-то что?»

Безусловно, по словам сенатора, к решению наиболее тяжелых случаев могут и должны подключиться Роспотребнадзор и суды. Но системную проблему, из-за которой качество детского питания изначально, по сути, не поддается регулированию, нужно решать на системном же уровне.

«30 процентов проверенных нами деклараций оказались не соответствующими требованиям, —сообщил Сергей Митин. — То есть, мы даже до непосредственно качества продукта даже не дошли — уже на этапе бумаг были выявлены массовые нарушения. И это не говоря об огромном количестве деклараций, которые вообще оформлены фейковыми лабораториями».

Воевать приходится за каждую строчку

Работа, конечно, ведется. Так, по словам заместителя директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Ирины Фединой, за последние три года в России внесли изменения в семь глобальных технических регламентов. Так, например, в регламент о безопасности продукции включили положения, касающиеся шоколада. Были приняты изменения в регламент масложировой продукции: в частности, установлены понятия восстановленного молока, молокосодержащего продукта, смеси для мороженого и так далее. В техрегламент по мясу внесли изменения, касающиеся допустимых отклонений фактических показателей пищевой ценности. Однако движется эта работа медленно. Прежде всего — из-за активного сопротивления самих производителей. Воевать, отметили участники круглого стола, приходится буквально за каждую строчку. Из-за этого срок принятия изменений может составлять от полутора до десяти лет.

По итогам круглого стола его участники договорились совместно выработать меры по улучшению законодательства в области безопасности пищевой продукции. Все предложения и рекомендации, заключил Сергей Митин, лягут в основу парламентских слушаний, которые пройдут весной.