All inclusive "по-русски": приживется ли в российском туризме принцип "все включено"
Заявленная главой Ростуризма Олегом Сафоновым инициатива развития предложений по системе "все включено" невыполнима по сути и может быть направлена лишь на поддержку. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал зампредседателя Общественного совета Ростуризма Дмитрий Давыденко.
"Общепринятое мнение, что в Турции государство субсидирует работающий по системе all inclusive бизнес в корне ошибочно – там из бюджета выделяются деньги лишь для перевозки иностранных туристов в страну. Владельцам отелей лишь предоставляют очень выгодные "дешевые" кредиты на строительство дополнительных бассейнов и инфраструктуры, на расширение номерного фонда. Но прямых вливаний государство не делает.
Помимо Турции, принцип "все включено" используют Тунис, Египет, Италия, Греция и ряд других стран. Более того, некоторые российские отели успешно "обкатали" этот опыт и сделали его постоянным. Решать за владельцев бизнеса, внедрять all inclusive или нет, государство не может – каждый предприниматель выбирает модель предложений клиенту сам. При этом у системы "все включено" есть как свои плюсы, так и минусы", - отмечает специалист.
Глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов объявил, что развитие системы "все включено" в России важно для создания конкурентоспособного турпродукта, который будет пользоваться спросом у россиян наравне с зарубежными предложениями. Ростуризм, по словам чиновника, считает важным развивать такие модели в отелях и "распространять его на различные территории России, повышая таким образом конкурентоспособность отечественного турпродукта на мировом рынке".
"Для туриста "все включено" удобно тем, что можно идеально рассчитать бюджет поездки. Купив тур all inclusive, человек уверен: он обеспечен едой, перелетом, гостиничным номером, экскурсиями и даже алкоголем. Отдых по "свободной" системе уверенности, что отдыхающий "впишется" в имеющуюся у него сумму, нет. Это часто становится причиной отказа от поездки.
Отель, в свою очередь, с системой "все включено" теряет возможность зарабатывать на дополнительных услугах для туристов. Автоматически теряется выручка с ресторанов и баров, которые могли бы работать при гостинице и приносить немалые прибыли. Упускается выручка и с других "побочных" услуг", - подчеркивает специалист.
Бизнес РФ выбирает не стабильность, а прибыль
Столь полюбившиеся россиянам зарубежные предложения all inclusive включают в себя стоимость перелета, размещения, питания и экскурсионной программы. Семь дней отдыха в трехзвездочном отеле в Турции по "все включено" стоит вместе с перелетом примерно в 22 тысячи рублей. В Крым такой бюджет дает возможность только долететь – российские субсидии авиаперевозчикам существенно не снижают стоимость авиабилетов. По словам Давыденко, себестоимость перелета Москва-Анталия-Москва составляет примерно 270 долларов, а перелета Москва-Симферополь-Москва и того меньше. Однако в России организовывать чартеры при небольшой прибыли не принято.
Явный проигрыш российского отдыха тому же турецкому объясняется просто: федеральная целевая программа РФ по развитию туризма, действующая с 2011 по 2018 год, постоянно секвестируется. За все восемь лет выделено 2 млрд долларов, в то время как Турция в один только год инвестирует порядка 35 млрд долларов.
"Владелец отеля, взвешивая плюсы и минусы, выбирает фактически между двумя вариантами. У него будет максимум платных для туриста услуг и максимальная прибыль, но уверенности, что номера всегда будут заполнены отдыхающими такая система не дает. All inclusive при грамотном подходе загрузит отель равномерно и на весь год, но прибыль станет ниже. В России бизнес ставит на деньги и предпочитает рисковать.
Насаждать all inclusive насильственно невозможно. Государство вправе лишь оказывать какую-то поддержку предпринимателям, которые выберут такую модель бизнеса. Насколько эта поддержка должна быть значительной и долговременной может показать только детальный анализ экономических реалий туризма в условиях каждого отдельно взятого региона", - заключает Дмитрий Давыденко.