Москва убивает
В Москве число особо тяжких преступлений с января по сентябрь 2017 года выросло на 13,9%, хотя в целом это количество по России снизилось, свидетельствует статистика, опубликованная Генпрокуратурой. При этом в столице количество смертей, наступивших в результате преступных посягательств, увеличилось на 226%. Эксперты отмечают, что в России плохо работает система уголовных наказаний — половина всех преступлений совершается рецидивистами.
За девять месяцев — с января по сентябрь 2017 года — на территории России зарегистрировали 1 551 629 преступлений. Об этом в своем отчете сообщила Генпрокуратура. В ведомстве отметили, что в прошлом году было зафиксировано на 115 тыс. инцидентов меньше.
Из более полутора миллионов преступлений раскрыть удалось 855 тыс. — это на 7,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В ряде регионов число нераскрытых преступлений возросло — так, в Туве показатель увеличился на 44,7%, а в Нижегородской и Саратовской областях на 26,1% и 19,2% соответственно.
Из общего числа по России нераскрытыми остались 403 убийств и покушениий на убийство, 958 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 324 тыс. краж, около 13 тыс. случаев грабежа и 1 373 разбойных нападения.
Тем не менее, в Генпрокуратуре заявили о сокращении числа зарегистрированных преступлений по всей РФ: в том числе в Центральном (-10,5%), Северо-Западном (-8,8%), Северо-Кавказском (-7,6%) и Сибирском (-7,3%) федеральных округах. Наиболее активно сокращение преступлений отмечается в Москве — в столице показатель уменьшился на 22,4%, хотя в то же время выросло количество особо тяжких преступлений.
Доктор юридических наук и заслуженный сотрудник МВД Даниил Корецкий сообщил «Газете.Ru», что уровень преступности в России и зарубежных странах начал снижаться с 2007 года. «В начале 2000-х годов ежегодно совершалось свыше 30 тыс. убийств. Сегодня число снизилось в три раза. Даже криминологи недоумевают, почему так произошло, ведь позитивных изменений в социально-экономической сфере не наблюдалось», — рассказал Корецкий.
Города — «отличники»
Несмотря на всеобщее сокращение криминогенного уровня, есть и отличившееся субъекты. Так, рост преступности зафиксирован в Чеченской Республике (+15,8%), Калининградской (+21,1%), Калужской (+11,9%), Саратовской (+11,9%) областях.
В структуре криминальной статистики более трети инцидентов занимают хищения чужого имущества. При этом довольно большая доля приходится на тяжкие преступления — они составляют 21,8% от всех зарегистрированных происшествий.
Более того, число особо тяжких преступлений за первые девять месяцев этого года увеличилось на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. В Карачаево-Черкесской республике показатель вырос на 216,5% — со 103 до 326 инцидентов. Отличилась и Чувашская республика — здесь статистика увеличилась на 120% — с 401 преступления до 882. В Ростовской и Оренбургских областях показатель особо тяжких преступлений возрос на 71,3% (с 1 411 до 2 417) и 69% (с 1 133 до 1 915) соответственно. Оперативники также выделили Хабаровский край: там число инцидентов возросло с 913 до 1 434 (+57,1% по сравнению с прошлым годом).
Наконец, в Москве показатель увеличился на 13,9% — число особо тяжких преступлений взлетело с 6 589 до 7 507 случаев.
«Преступность — это океан. Сегодня произошло цунами — никто не знает, с чем это связано. Влиять на преступность правоохранительные органы могут лишь на 40%», — уверен криминолог Корецкий.
Доцент кафедры уголовного права и криминалистики НИУ ВШЭ Глеб Богуш рассказал «Газете.Ru», что коренная причина преступности лежит в экономике и глубоких социальных процессах. «Важно понимать, кто совершает преступление. В основном, это лица без постоянного источника дохода.
К правонарушению людей побуждает сложная экономическая ситуация в стране — в том числе низкие доходы. Огромная часть преступности также связана с социальными болезнями: игровыми, алкогольными и другими зависимостями», — рассказал Богуш.
«Волноваться не надо»
Согласно докладу прокуратуры, количество лиц, которым в результате преступлений был причинен тяжкий вред, по России увеличилось на 19,7% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
При этом в Москве число лиц, погибших в результате преступных посягательств, увеличилось на 226% и составило 1842 случая.
Впрочем, высокопоставленный источник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах сообщил, что статистика, представленная Генпрокуратурой, не отражает всей полноты картины.
«Там не прописано, сколько из этих смертей являются следствием умышленных убийств, сколько — были убиты в пьяных разборках, сколько погибли в результате разбойных нападений. Так что о какой-то веской причине для волнения я бы говорить не стал», — сообщил он.
На вопрос, как можно сократить число смертей, случившихся вследствие преступлений, заслуженный сотрудник МВД Даниил Корецкий сказал, что полиция должна проводить работы с группой риска.
«Количество лиц, совершающих преступления, составляет 3–5% от численности населения — это и есть группа риска. Однако отфильтровать ее сложно. Поэтому наши власти придерживаются другой системы — воздействовать на всех. Как только произошла перестрелка с жертвами, они ужесточают правила приобретения оружия», — рассказал «Газете.Ru» специалист.
Взятку дал — взятку взял
По данным Генпрокуратуры, за первые девять месяцев текущего года в России зарегистрировано 89 849 преступлений экономического характера. Из этого числа 24,8 тыс. составляют коррупционные преступления — при этом их число уменьшилось на 6,6% по сравнению с прошлым годом.
Впрочем, как отмечают в правоохранительном ведомстве, количество преступлений по статье 290 УК РФ («Получение взятки») по России снизилось на 52,3 % (с 5 722 до 2 730).
Так, за период с января по сентябрь 2017 года в Курской области зафиксировали лишь 6 фактов получения взятки. В Забайкальском крае за аналогичный период выявили лишь 19 преступлений такой же направленности (что на 90,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, когда было зафиксировано 207 инцидентов). Во Владимирской области — 11, Воронежской — 26, Волгоградской — 53 и Ростовской — 67 зарегистрированных случаев получения взятки.
Число преступлений по 291 статье УК РФ («Дача взятки») на территории РФ снизилось на 59,2% — с 4 656 до 1 900 случаев. Однако есть и незначительные увеличения количества инцидентов: в Смоленской области (с 11 до 102), Республике Карелия (с 18 до 39), Брянской (с 26 до 39) и Томской (с 21 до 37) областях.
Доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС Вера Захарова убеждена, что в реальности коррупционный показатель не уменьшается, а только прогрессирует. «Особенно коррупция хорошо видна в органах местного самоуправления — при подписании всевозможных контрактов, исполнении работ.
Та статистика, которую нам представили, не соответсвует реальной картине. Этот доклад направлен не на улучшение качества госуправления, а на пиар прокуратуры.
Он лишь поднимает волну социального напряжения», — сообщила научный сотрудник. Она добавила, что положительная статистика выгодна как местным властям, так и самой прокуратуре.
В статистике силовиков подчеркивается, что ущерб от всех преступлений за 9 месяцев 2017 года составил 307,7 млн рублей — это на 25,7 % меньше аналогичного показателя прошлого года.
Рецидивисты и эффективность сокращения преступности
Анализ также показал, что почти половина зафиксированных за девять месяцев правонарушений была совершена лицами, ранее совершавшими преступления. Их удельный вес составил 57,6% от всех предварительно расследованных преступлений.
Преподаватель кафедры уголовного права и криминалистики Глеб Богуш считает, что рецидивы говорят о том, что в России система уголовной юстиции и наказаний не срабатывает в принципе. «У нас очень малоэффективно условное осуждение — многим отменяют наказания, хотя они были осуждены условно.
Нам нужно понять, что опасней: сама преступность или неэффективная политика ее сокращения. Государству необходимо перестать генерировать преступность посредством непродуманных профилактических мер», — подытожил Богуш.
Напомним, по данным управления ООН по наркотикам и преступности, в России происходят 9,2 убийства на 100 тыс. населения. В рейтинге стран мира по уровню преднамеренных убийств Россия заняла 158 место. Ниже РФ расположились Монголия, Зимбабве, Никарагуа, Эфиопия и Судан.
В пятерку лидеров рейтинга ООН вошли карликовые государства — Лихтенштейн и Монако, а также Сингапур, Япония и Исландия. Здесь показатель убийств не превышает значения 0,3. К слову, США в рейтинге находятся на 108 позиции — уровень убийств в этой стране составляет 4,7 человека на 100 тыс. населения.