Войти в почту

Сербия вычеркнет Косово из конституции

Сербские власти собираются исключить из конституции страны слова о том, что Косово является частью их государства. Референдум по новой редакции основного закона в Сербии может пройти уже в марте 2018 года. Если поправка будет принята, это станет практически равносильно признанию Белградом независимости Приштины.

Сербия вычеркнет Косово из конституции
© sammael.flog.plsammael.flog.pl

Сербия исключит из конституции слова о том, что «Косово входит в состав Сербии» и «имеет существенную автономию в составе сербского государства», подтвердил источник «Газеты.Ru» в правительственных кругах Сербии. По его словам, информация о грядущих переменах в конституции страны «соответствует действительности, и, более того, была ожидаемой после победы на выборах президента Александра Вучича».

Как ранее писала местная газета Danas со ссылкой на свои источники в МИД страны,

новые формулировки фактически равносильны признанию Косово, только на официальном уровне никто не будет произносить или прописывать это слово в каких-либо документах.

По данным издания, об изменениях конституции власти объявят в марте 2018 года, когда президент Сербии Александр Вучич представит свой проект решения косовской проблемы.

Кроме того, изменениям подвергнутся статьи 8 и 182 конституции страны, принятой в нынешней редакции в 2006 году. В первой из них говорится, что территория Сербии «неизменна и неделима», а граница «неприкосновенна». Во второй же сказано, что «автономия Косово в Сербии будет учреждена отдельным законом». Впрочем, отдельного законодательного акта по этой теме принято так и не было.

Все эти изменения стали условием вхождения Сербии в Евросоюз, курс на который нынешнее руководство страны избрало своим приоритетом.

«В руководстве Сербии говорят, что проект новой конституции будет готов к концу нынешнего года, этот срок также очерчен в требованиях ЕС к Белграду. Референдум по новой конституции планируется провести в первые три месяца 2018 года, вероятнее всего, это произойдет в марте», — заявил источник Danas в сербских правительственных кругах.

По его словам, помешать внесению поправок в основной закон могут только внеочередные парламентские выборы, для которых на данный момент нет никаких объективных политических причин и к тому же их проведение будет воспринято Брюсселем как «умышленное затягивание Белградом процесса Евроинтеграции».

Признавать необязательно

Кроме того, в дипломатических кругах изданию стало известно, что Белград и Приштина в настоящий момент подвергаются существенному международному давлению, цель которого — вынудить стороны в течение двух-трех лет заключить взаимообязывающий договор о нормализации отношений, который «необязательно будет подразумевать формальное признание независимости Косова со стороны сербского государства».

«Есть вероятность, что это соглашение будет подразумевать компромисс Белграда и Приштины, в соответствии с которым Косово войдет во все международные организации, в том числе и ООН, а Сербия при этом не будет голосовать против включения региона в эти институты и не будет пытаться влиять на то, чтобы этот регион туда принят не был. Взамен Приштина не будет требовать официального признание Белграда независимости края от сербского государства.

Кроме того, в соответствии с Брюссельским соглашением 2013 года, косовские и сербские власти не будут препятствовать евроинтеграции друг друга», — сообщил собеседник Danas.

При этом сами косовские политики в публичных выступлениях всегда говорят, что им необходимо официальное признание Сербией независимости, однако в неформальных беседах, в том числе и с журналистами, они отмечают, что вхождение края в международные организации — это приемлемая замена официальному признанию независимости Приштины от Белграда, уверяет он.

Стороны пока расходятся в датах, когда между Косово и Сербией может быть заключено соглашение. Приштина настаивает на том, что его можно выработать за два года, а в Белграде считают, что его условия надо согласовывать дольше — шесть или даже десять лет.

Одним из условий будущего соглашения является урегулирование вопроса о сербских общинах в Косово — регионах в северной части края, которые населены преимущественно сербами. Создание Объединения сербских общин (ОСО) Косова определено договором между сторонами, который был пописан в апреле 2013 года, однако пока положения данного документа так и не реализованы. Белград считает, что ОСО должен стать политическим органом власти на местном уровне, с правом принятия политических и экономических решений. В Приштине полагают, что это должна быть неправительственная общественная организация, которая будет сотрудничать с сербским населением соответствующих общин в вопросах здравоохранения, сельского хозяйства и организации жизни в городах.

Официальная информация о внесении изменений в сербскую конституцию и создании Объединения сербских общин Косова может появиться в декабре. Именно тогда, как заявила недавно глава европейской дипломатии Фредерика Могерини, пройдет очередной раунд переговоров между сторонами в Брюсселе. В них будут участвовать сербский лидер Александар Вучич и президент Косова Хашим Тачи.

Брюссель давит

Между тем, по официальному сообщению сербского правительства, на недавнем заседании кабинета министров страны было принято решение о создании правительственной рабочей группы по организации «диалога по Косово внутри Сербии». «Эта группа будет оказывать поддержку правительственным органам, организациям и иным структурам в процессе ведения диалога внутри сербского общества по косовской проблеме», — говорится в сообщении сербского правительства.

С началом распада Югославии албанская часть косовского населения завила о стремлении отделиться от страны и создать свое государство. В 1999 году авиаудары стран НАТО вынудили югославского президента Слободана Милошевича вывести войска и подразделения МВД страны из Косова. Взамен туда был введен миротворческий контингент ООН, который, однако, не смог воспрепятствовать погрому сербов на этой территории в 2004 году.

В 2008 году край провозгласил независимость. К настоящему моменту она признана большинством стран мира. Однако Белград на официальном уровне заявляет, что считает эти земли своей территорией. Независимость Косова также не признают Россия, Китай, Индия, Испания, Иран и Греция.

Директор Центра геостратегических исследований в Белграде Драгана Трифкович в беседе с «Газетой.Ru» сказала, что фактически Сербия уже давно осознала потерю контроля над регионом.

«Все выглядит так, что правительство Сербии и так называемые косовские власти координируют свои действия в отношении сербского населения края. Лучший тому пример — запрет Приштины на въезд и перемещение по территории края сербов, которые живут там по сербским паспортам. Белград прекрасно осведомлен об этом, однако никаких действий для обеспечения прав этих людей не предпринял», — сказала она «Газете.Ru».

По словам Трифкович, решение косовского вопроса еще с 2012 года идет непрозрачно: общественность не знакомят с текстами договоров, которые сербские власти подписывают с представителями Приштины. По словам эксперта, с этими документами не ознакомлен даже конституционный суд страны, который, более того, объявил, что «некомпетентен вмешиваться в эти вопросы».

Брюссель же действует против норм международного права, «фактически поддерживая отделение территории от Сербии», добавляет собеседница «Газеты.Ru». По ее словам, при урегулировании косовской проблемы отдельным вопросом является положение сербских беженцев из Косова. «В резолюции ООН 1244 сказано четко, что международное сообщество должно поддержать возвращение всех насильственно выгнанных в 1998-2004 годах людей с территории края. Между тем те 250 тыс. сербов, которых прогнали с косовской территории, не имеют возможности вернутся на свою историческую родину, и никакие институты мирового сообщества им никак не помогают», — добавила она.

До войны 1998 года сербы составляли порядка 15% населения Косова, сейчас их осталось около 6% от общего числа жителей края.