Суд решит вопрос о компенсациях семьям жертв авиакатастрофы над Синаем
В четверг, 19 октября, родственники жертв авиакатастрофы над Синаем подадут в Замоскворецкий суд Москвы иск о компенсациях. Российский адвокат Анатолий Кучерена и его американский коллега Стивен Маркс недовольны «мизерными» суммами, которые ранее получили семьи погибших. Требования по увеличению выплат основаны на положениях Монреальской конвенции. Москва присоединилась к ней в апреле 2017 года. Юристы полагают, что страховщики могут выплатить пострадавшим около $700 млн. Об особенностях беспрецедентного для России судебного разбирательства — в материале RT.
19 октября в Замоскворецкий районный суд Москвы поступит коллективное исковое заявление от 149 родственников пассажиров лайнера А321 авиакомпании «Когалымавиа». Авиакатастрофа произошла в небе над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года.
Самолёт выполнял рейс №9248 из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. В результате взрыва заложенной на борту самодельной бомбы погибли 224 человека, включая семь членов экипажа.
«Мизерные» компенсации
Защищать интересы потерпевших в суде будут российский адвокат Анатолий Кучерена и его американский коллега Стивен Маркс, который более 30 лет специализируется на процессах, связанных с выплатами компенсаций пострадавшим в авиакатастрофах.
Полёт лайнера «Когалымавиа» из Египта был застрахован в крупной российской страховой компании «Ингосстрах», которая в свою очередь перестраховала риски в группе Allianz.
В октябре 2016 года «Ингосстрах» отчитался о том, что все обязательства перед пострадавшими выполнены. Согласно федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика», родственники жертв теракта получили в общей сложности почти 405 млн рублей в счёт компенсации материального и морального ущерба.
Однако адвокаты убеждены, что «Ингосстрах» намеренно занизил сумму выплат и поставил пострадавших в невыгодные условия, пользуясь их растерянностью и слабым знанием собственных прав. Утверждается, что страховщик якобы вынуждал родственников жертв теракта пойти на мировое соглашение.
В результате часть семей погибших пассажиров получили менее чем по 2 млн рублей, хотя именно такая компенсация положена по законодательству РФ. Как уточнил Кучерена, суммы совершённых «Ингосстрахом» выплат варьируются от 600 тыс. до 2 млн рублей.
Исполнительный директор благотворительного фонда «Рейс 9248» Александр Войтенко (молодой человек потерял на борту А321 сестру) заявил, что некоторые пострадавшие получили от «Ингосстраха» компенсации, не превышавшие даже 500 тыс. рублей.
Кроме того, он посетовал, что родственникам членов экипажа выплатили по 100 тыс. рублей (лётчики и бортпроводники были застрахованы в ОАО СК «Альянс» — компании, которая входит в группу Allianz).
Reuters / Maxim Shemetov
Анатолий Кучерена и Стивен Маркс считают, что политика российских страховых компаний отражает «хамское» и «циничное» отношение к жертвам теракта. Юристы назвали выплаты «Ингосстраха» «мизерными» и даже обвинили компанию в махинациях.
Ответчиками в Замоскворецком суде будут «Ингосстрах» (офис компании расположен в Замоскворецком районе), туроператор Brisco и владелец А321 американская компания ILFC (в апреле 2017 года «Когалымавиа» был признан банкротом). Совокупную сумму иска адвокаты не назвали, но, по оценке Маркса, «Ингосстрах» и Allianz способны выплатить около $700 млн.
«Революционное решение»
Претензии юристов основаны на международной практике и Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция), к которой в апреле 2017 года присоединилась Россия. Подача иска связана с тем, что в октябре документ вступил в законную силу.
Монреальская конвенция повысила максимальную сумму компенсации в случае гибели или увечья пассажира с $2 до $8,7 млн. Кроме того, документ не ограничил планку возмещения морального ущерба.
«У нас есть законы, и они на стороне граждан. Государство здесь не при чём. Речь идёт о том, чтобы добиться достойной компенсации за эту чудовищную трагедию», — сказал Кучерена.
Маркс обратил внимание, что в западных странах семьи жертв авиакатастроф получают по несколько миллионов долларов. Американец заявил, что намерен вместе с Кучереной создать прецедент.
«Это новая практика. Мы со Стивеном пионеры в том, что касается Российской Федерации. Мы хотим изменить подход к нашей судебной практике и к компенсации того, что касается морального вреда», — уточнил Кучерена.
«В нашей судебной системе происходит много положительного и нового. Мы думаем, что сможем преодолеть отчасти эту косность. Это должно быть революционное решение», — заявил российский адвокат.
Юристы сообщили о том, что для подачи иска был создан штаб из российских и американских специалистов, которые собрали «более трёх чемоданов документов». Материалы содержат «паспорт на каждого истца», фотографии погибших и материалы расследования. Подобный формат призван «облегчить суду понимание ситуации».
Шанс есть
«Ингосстрах» не первый раз сталкивается с обвинениями в нежелании выплачивать пострадавшим полную сумму компенсаций. В декабре 2015 года родственники жертв теракта попросили Басманный суд привлечь к уголовной ответственности сотрудников страховой компании.
В конце декабря 2015 года «Ингосстрах» сообщил о том, что «Когалымавиа» перечислила на счета компании $23 млн (около 1,6 млрд рублей). На тот момент общая сумма выплаченных компенсаций составила 143 млн рублей. 31 октября 2016 года страховщик отчитался о выплате 405 млн рублей.
«За прошедшее время завершена работа по обязательным выплатам страхового возмещения в размере 2 млн рублей Общая сумма выплат страхового возмещения составила 404 865 330 рублей», — заявил год назад директор по связям с общественностью «Ингосстраха» Карен Асоян.
«Сразу же после авиапроисшествия СПАО «Ингосстрах» признало случай страховым и в оперативном порядке приступило к организации страховых выплат», — говорится в сообщении компании, обнародованном 17 октября 2017 года.
В первые дни после катастрофы «Ингосстрах» предложил обратившимся родственникам предварительные выплаты в размере 100 тысяч рублей. Впоследствии, как утверждает компания, были произведены все предусмотренные федеральным законом денежные перечисления.
Однако страховое возмещение получили родственники только 197 пассажиров.
«К сожалению, СПАО «Ингосстрах» не имело законных оснований для выплаты страхового возмещения родственникам 20 пассажиров, так как родственники данных пассажиров не попадали в список лиц, имеющих право на получение данного возмещения в соответствии с 67-ФЗ РФ», — объяснили в компании.
Для урегулирования претензий родственников всех 217 пассажиров «Ингосстрах» ранее предложил предоставить дополнительные документы с целью расчёта материального и морального вреда.
По состоянию на октябрь 2017 года страховщик заключил 128 мировых соглашений с 308 родственниками 116 пассажиров. «В настоящее время на рассмотрении судов находится 7 исков, с родственниками 15 пассажиров ведётся работа по обсуждению и сбору необходимых документов», — уточнили в «Ингосстрахе».
Как пояснил RT адвокат Владимир Старинский, у Кучерены и Маркса есть шанс добиться положительного решения суда благодаря вступлению в силу Монреальской конвенции. В то же время он обратил внимание на ряд трудностей, с которыми могут столкнуться юристы.
«Главным камнем преткновения могут стать заключённые мировые соглашения, так как считается, что стороны уже договорились и у них не осталось претензий друг к другу. В этом случае суд вполне может признать, что истцы не могут претендовать на больший размер компенсаций», — отметил Старинский.
Мировые соглашения заключили около трети родственников жертв теракта. Замоскворецкий суд будет рассматривать вопросы компенсации 149 человек, которые не пошли на сделку с «Ингосстрахом». Однако Кучерена заявил о готовности помочь тем, кто собрался разорвать мировые соглашения и решил присоединиться к истцам.