Крым признают втихую

Выступая на сессии Парламентской ассамблеи совета Европы, президент Чехии Милош Земан призвал Москву выплатить компенсацию Киеву за Крым для «закрытия этого вопроса». В ответ на это президент Украины Петр Порошенко заявил, что этого «никогда не случится». «Я решительно отвергаю утверждения тех, кто говорит о Крыме, как о завершенном деле, — эта трибуна была создана не для призывов об умиротворении, как и не для призывов торговаться территориями за деньги, нефть или газ. Этого никогда не случится», — заявил глава Украины с трибуны ПАСЕ.

Крым признают втихую
© most.life

Однако более прагматичный подход к Крыму исповедует лидер Свободной демократической партии (СвДП) Кристиан Линднер, наиболее вероятный коалиционный партнер канцлера Ангелы Меркель. Кристиан Линднер, которому прочат пост главы МИД страны в новом правительстве Германии, ранее заявлял, что нужно принять «перманентно временное» состояние Крыма. На это обращается внимание статья на сайте влиятельного экспертного института Европейский совет по международным делам.

Автор статьи немецкий политолог Андреас Умланд отмечает, что это не первый немецкий политик, говорящий о возможности более рационального подхода к ситуации в Крыму. Так, лидер занявшей третье место на недавних выборах националистической партии «Альтернатива для Германии» Александр Гауланд ранее заявлял, что Крым «является исторической территорией России и не может вернуться на Украину». Одновременно и лидер также прошедшей в Бундестаг партии «Левые» Сары Вагенкнехт призывала германское правительство принять результаты референдума по Крыму.

Но если эти политические силы и ранее рассматривались Кремлем как дружеские, то СвДП и Линднер, отмечает издание, «не из тех, кто приемлет кремлевскую политику экспансии».

В то же время партия, к которой принадлежит Линднер, имеет опыт ведения весьма деликатных дел с Россией. Ее председателем в середине 1980-х годов был выдающийся германский политик Ганс Дитрих Геншер, который уже будучи в отставке выступил посредником освобождения из тюрьмы экс-главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского. Геншер в свое время возглавлял МИД Германии и проводил достаточно прагматичную политику в отношении СССР.

Линднер, чтящий наследие Геншера, — один из наиболее вероятных кандидатов на пост вице-канцлера ФРГ. Обладатель этого поста также занимает пост главы МИД в новом правительстве Ангелы Меркель. Как отмечает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер, Линднер как политик мыслит «рационально» и выражает интересы крупного бизнеса, позиция которого — «надо делать деньги с Россией, а не идти с ней на конфронтацию».

C этим согласен и руководитель Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко, считающий, что в случае, если Линднер войдет в правительство, он «предпочтет акцентировать свою работу на практических вопросах экономического взаимодействия Германии и России, не педалируя особо тему Крыма и Донбасса». Эксперт называет такую политику позицией «молчаливого признания».

До введения режима санкций Германия была главным европейским партнером России. Экономические ограничения серьезно ударили по немецкому бизнесу, завязанному на Россию. По подсчетам Frankfurter Allgemeine Zeitung, с 2014 по 2015 год производство в Германии из-за санкций сократилось на 13,5 миллиарда евро.

Главное, что скажет Меркель

В начале недели Ангела Меркель впервые объявила о начале переговоров с партией «Зеленых» и Свободной Демократической Партией (СвДП). Об этом канцлер сообщила на выступлении перед представителями молодежного союза Германии в Дрездене.

Немецкие эксперты пока называют разные сроки возможного формирования нового правительства в Германии. Часть из них считает, что переговоры могут завершиться до Рождества. Другие — что они могут продлиться и в начале следующего года. Радиостанция DW в своем недавнем обзоре напомнила, что переговоры о создании правительства по итогам выборов 2013 года заняли 86 дней.

В любом случае, главным в вопросе ситуации вокруг Крыма остается мнение канцлера Ангелы Меркель. Во время предвыборной кампании она заявила в интервью изданию Frankfurter Allgemeinen Sonntagszeitung: «Если я, к примеру, слышу, что нужно просто признать российскую аннексию Крыма, я рассуждаю так: а что бы произошло, если бы тогда к нам в ГДР было бы такое отношение, под девизом «Германия поделена, тут ничего не изменить».

При этом в российских внешнеполитических кругах предпочли увидеть в словах Меркель иной смысл.

Как заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, слова канцлера Германии являются «железобетонным» аргументом, «четко указывающим на историческую справедливость случившегося».

Глава ведомства Сергей Лавров отметил, что объединение Германии произошло без референдума, и это поддержали в Москве, напомнила Захарова.

Между тем, ряд экспертов считает сравнения ГДР и Крыма некорректным, так как Восточная Германия была государством, признанным большинством стран мира, включая ФРГ.

И все же желание выработать компромиссную позицию вокруг Крыма есть не только в Европе, но и в США, где об этом говорят многие влиятельные эксперты. «Если будет понимание, что российско-американские отношения — это больше, чем проблема Крыма, то найдут решение проблемы Крыма. Я думаю, что есть много путей это сделать, и здесь российская сторона также должна продемонстрировать свою креативность. Я думаю, что вряд ли кто-то в России, даже демократический лидер, согласится отдать Крым», — сказал ранее «Газете.Ru» управляющий директор группы Kissinger Associates Inc Том Грэм.