Войти в почту

Международная торговля под угрозой из-за 3D-печати?

Аналитики предсказали исчезновение четверти торгового потока из-за 3D-принтеров. Прогноз опубликовал нидерландский финансовый концерн ING Group.

Международная торговля под угрозой из-за 3D-печати?
© Axel Schmidt/Reuters

По мнению авторов доклада, к 2060 году распространение 3D-принтинга приведет к тому, что товары будет дешевле печатать на месте, а не возить через границу. Утверждается, что в случае сохранения нынешних темпов инвестиций в 3D-печать объемы мировой торговли сократятся на четверть, а при увеличении вложений — на 40%. Верить ли аналитикам?

Логика простая: зачем тратиться на доставку товара из-за границы, если можно напечатать то же самое, фигурально выражаясь, у себя на кухне? Уже сейчас технология позволяет создавать предметы не только из пластмассы, но и из бетона, металла и других материалов. Автозапчасти, детали электроники, мебель, протезы, элементы оборудования — все это можно печатать на 3D-принтере. Проблема в скорости и стоимости печати, комментирует вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский:

«Мне это напоминает фильм «Москва слезам не верит». Помните, там был один из героев, он говорил, что скоро никакого театра не будет, будет одно сплошное телевидение. Прошло уже много лет, театр никуда не исчез, а телевидение заняло свое место в этой нише. Та же самая история с 3D-принтерами. Какую-то долю они, безусловно, в мировой торговле займут. Может быть, даже уменьшат ее в чем-то. Но пока не решены серьезные технологические проблемы с масштабами ЗD-печати, говорить о том, что все, мировой торговле придет конец, конечно, не приходится».

Однако и в России, и в других странах появляется все больше компаний, делающих первые шаги в коммерческом применении 3D-печати. Рассказывает основатель и руководитель «Лаборатории трехмерной печати» Иван Мошкин:

«3D-печать становится более продуктивной, качественной и более скоростной. Процесс уже идет. К нам, например, очень много обращается людей, которые занимаются радиоуправляемыми машинками. Печатают какие-то изделия, которые нужно ждать на заказ три-четыре недели пока они придут из-за границы. Они у нас печатают сейчас, сразу же, и через несколько дней забирают и пользуются. Это уже для них экономия и по времени, и по деньгам».

Однако, есть сугубо логический повод сомневаться в прогнозах ING Group. Допустим, запчасти действительно будет проще печатать в России, а не возить из-за рубежа. Но для печати нужны технологии производителя — грубо говоря, цифровая схема товара. Вряд ли какой-нибудь Volkswagen согласится отдать ее бесплатно.

Нет, будут и лицензированные центры, и официальные дилеры. Следовательно, будет и поток денег за рубеж. Фактически торговля товарами превратится в торговлю услугами, где ценностью является технология производства детали. Наконец, под вопросом и сроки прогнозирования, добавляет коммерческий директор компании Cybercom Амир Судаков:

«Прогноз с горизонтом в 40 лет сам по себе достаточно условен. Если брать именно ING, надо сказать о том, что они выходили на наш рынок в 2007-2009 году. Это даже не касается темы 3D-печати — они выходили как компания страхования жизни. И на нашем рынке у них не пошло. Это я просто к тому, насколько у них глубоко продуманные решения. К падению мировой торговли привести может, но что будет через 40 лет, какая будет технология наиболее прорывной, сказать невозможно».

В заключение стоит добавить, что аргументы об угрозе 3D-печати для мировой торговли можно применить и к международным инвестициям. Звучит тоже логично: «Если разрешить компаниям открывать заводы в других странах, то в итоге все перестанут торговать, потому что производить дома дешевле». Но на деле торговля не прекратилась. В общем, 3D-печать наверняка изменит нашу жизнь, но срочно сбрасывать акции судоходных компаний пока рановато.