Войти в почту

Кошмары наяву: чего боятся россияне

Главный страх россиян — рост цен и потеря сбережений. Согласно рейтингу ВЦИОМ, невозможность купить привычные товары пугает народ больше, чем международная напряженность и проблемы со здоровьем. По данным Росстата, индекс потребительских цен за первые восемь месяцев вырос на 1,8%, а реальные располагаемые доходы населения снизились на 1,2%.

Кошмары наяву: чего боятся россияне
© Владимир Астапкович/РИА «Новости»

Россияне не боятся разгула преступности и беспорядков внутри страны, их мало страшат потеря работы и конфликты в семье. Боятся люди того, что могут стать слишком дорогими или вовсе исчезнуть из продажи привычные товары, а сбережения — обесцениться. Таковы итоги исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), посвященного главным страхам россиян.

Вероятность роста цен респонденты в августе оценили в 18 пунктов, в то время как в январе этот показатель был на уровне 17 п.

Как поясняют во ВЦИОМ, индекс страхов показывает, насколько россияне оценивают вероятность наступления той или иной проблемы. Коэффициент 1 присваивается ответу «думаю, что случится», минус 1 — «полностью уверен, что не случится». Чем выше значение индекса, тем более вероятным кажется россиянам наступление проблемы.

Ценные страхи

Согласно сводной таблице рейтинга ВЦИОМ, в мае и июне был всплеск «ценовых страхов» — тогда россияне его оценивали в 23 и 27 п.

Результаты исследования показывают, что большинство россиян понимают: международные конфликты – это где-то далеко, а их жизнь проходит здесь и сейчас и включает в себя ежедневные походы в магазины, отмечает заведующий центром анализа социальных программ и рисков института соцполитики НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. Если все страхи населения связаны исключительно с политикой и международными проблемами, хорошим это никогда не заканчивается, поэтому радует уже то, что страхи населения обращены в первую очередь к реальной жизни, добавляет собеседник «Газеты.Ru».

По данным официальной статистики, несмотря на рост экономики, увеличение зарплат и постепенное снижение инфляции, доходы населения не растут. Напротив,

согласно Росстату, реальные располагаемые доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) с января по август снизились на 1,2%. Индекс потребительских цен за тот же период увеличился на 1,8%.

Между тем, Минэкономразвития в конце августа улучшило прогноз по реальным располагаемым доходам населения в 2017 году, пообещав рост на 1,2%. Сегодня же министр финансов Антон Силуанов пообещал, что рост реальных зарплат в 2018 году превысит инфляцию, а с 1 октября будет еще один этап повышения уровня зарплат работникам бюджетной сферы.

«Действительно, мы и в прошлом году видели существенное снижение реальных доходов населения, — признал министр. — В этом году реальные заработные платы уже были выше, то есть в положительной зоне находились, выше инфляции реальные заработные платы. А в следующем году зарплаты будут выше инфляции на 4,1%, в 2018 году».

Заявления чиновников, какими бы позитивными и успокаивающими они ни были, не могут воздействовать на снижение цен: тут работает механизм «говорим одно, а делаем другое», поэтому власть для населения всегда являлась скорее объектом недоверия, обращает внимание аналитик «Алор брокер» Кирилл Яковенко.

Правительству выгодно подчеркивать успехи — например, по итогам летних месяцев индекс промышленности и ВВП демонстрировали высокие показатели, и анонсировалось это властью как рывок экономики вперед из кризисного застоя. Однако мало кто обращал внимание, что такой результат вызван лишь повышенным спросом на энерогоносители в результате нетипично холодного июня и в общем зачете экономика никак не прогрессировала, отмечает аналитик.

Ранее эксперты Высшей школы экономики подсчитали, что с октября 2014 года по май 2017 года реальные доходы россиян обвалились на 19,2%. Как отмечается в докладе ГУ ВШЭ «Население России в 2017 году: доходы, расходы и социальное самочувствие», с начала периода экономической нестабильности — ноября 2014 года — прирост потребительских цен к концу мая 2017 года составил 25,7%. При этом продукты питания подорожали на 28,5%, непродовольственные товары — на 26,2%, услуги — на 21,3%.

Период быстрого роста инфляции закончился, однако доходы населения и платежеспособность не растут, а в январе-июне спад продолжился, отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

«Возможно, будет рост (доходов), но он будет очень небольшой, когда проиндексируют пенсии», — предположила эксперт.

В августе, по оценке Росстата, реальные располагаемые денежные доходы снизились на 0,3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Война хуже врачей

На втором месте в летней «карте страхов» ВЦИОМ — международная напряженность и военные конфликты между странами. К концу августа индекс этого страха составил 14 п. Третью строчку в народном рейтинге занимают проблемы со здоровьем и трудности с получением медицинской помощи (6 п. по оценке россиян).

Доступность бесплатных медицинских услуг в стране снижается, люди стали все больше задаваться вопросом, где лечиться, искать врача, который готов не просто выписать им бюллетень, а оказать действенную квалифицированную помощь, отмечает Смирнов.

Страх разгула преступности в стране опустился до нуля, страх беспорядков и конфликтов внутри страны снизился с 3 п. в июле до -2 п. в августе.

Риски снижения доходов в связи с сокращением или задержками зарплаты россияне оценивают всего в -8 п., страх потери работы — в -20 п. (в июле был -24 п.) Последнюю строчку в рейтинге страхов занимают семейные конфликты и проблемы (-47 п.).

«Лето прошло спокойно. Россияне видят сезонное снижение цен, международные конфликты полыхают где-то далеко, безработица так и не стала заметным фактором общественной жизни. Все это создает обстановку спада напряжения и некоторой самоуспокоенности. Тут важно не увлечься и сохранить тот на удивление взвешенный подход, который наше общество выработало в годы кризиса», — отмечает ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб.