Берешь кредит — покажи аккаунт в соцсети
Уже со следующего года Сбербанк начнет использовать «психологический скоринг». Компания Германа Грефа таким образом попытается оценить кредитоспособность клиентов
Сбербанк с 2018 года начнет использовать «психологический скоринг» для оценки кредитоспособности клиентов. Специальная программа будет анализировать что лайкает, комментирует и читает потенциальный заемщик, чтобы создать его психологический портрет, и уже специалисты банка будут принимать решение: вступать с ним в кредитные отношения или нет.
Сам Сбербанк назвал это системой оценки кредитоспособности заемщиков по психометрическим моделям. Технология изучения аккаунтов в соцсетях давно успешно применяется во всем мире и не только в банковской сфере, говорит руководитель Агентства кибербезопасности Евгений Лифшиц:
— Нас же не смущает, что эта практика применяется при трудоустройстве людей на работу: изучают их профиль в социальных сетях — это абсолютно нормально. Если человек какую-то публичную информацию о себе размещает, то он должен быть изначально готов, что она будет использоваться при принятии тех или иных решений, в том числе по выдаче кредитов, и сказываться как положительно, так и отрицательно. Правоохранительными органами давно используются все соцсети для оценки возможности совершения преступления тем или иным подозреваемым. Ровно так же используются круги общения.
— Насколько это информативно? Грубо говоря, насколько может дать полноценную, достоверную информацию о человеке?
— Не более как один из факторов. На решение того же кредитного комитета выносится не только цвет волос человека, его рост — учитываются все его факторы, то есть его кредитная история, продолжительность работы, стабильность работы; как часто он меняет работу, на каких должностях работал, какие у него перспективы роста. Запрашивают медицинские данные, смотрят его состояние здоровья, какая у него семья, какие родственники и так далее.
Как сообщил «Ведомостям» старший вице-президент Сбербанка Александр Ведяхин, «идеальный вариант — чтобы стало понятно, что это за человек, и если он лайкает тюремные четки и «Владимирский централ», вряд ли ему надо сразу одобрять кредит, скорее всего, еще раз надо что-нибудь посмотреть».
Но тут банк рискует просчитаться. Информации для принятия кредитного решения и без соцсетей сейчас очень много, предупреждает руководитель аналитического центра Русипотеки Сергей Гордейко:
«Находясь в путешествии по Коми АССР, где много было тюрем, придя в ресторан послушать «Владимирский централ», условно, я могу лайкнуть, и это будет всем понятно. Но если я нахожусь в Москве, я эту песню никогда не слышу, мне это неинтересно, и таких сюжетов очень много. Либо это реально «большой брат», который отслеживает, когда это было, в каком месте. Но все эти настройки устанавливают люди, робот — только массив информации. В какой-то момент они столкнутся с тем, что переработали гигантский объем информации, чтобы убедиться: те выводы, которые они сделали с помощью пары опций — платежеспособность, кредитоспособность — нескольких видов было и не нужно. То есть эта как бы игрушка, не окажется ли она достаточно дорогой для тех решений, которые были очевидными, бесполезной? Вот смотрите, у нас в принципе идет достаточно серьезная автоматизация налоговой деятельности, идет абсолютно понятное упорядочение госорганов, идет попытка наладить онлайн обмен коммерческих банков с госорганами, то есть у нас появляется много информации. Плюс граждане брали кредиты или кредитные карты, плюс коммуналка вся автоматизирована. Вот этой информации, которой лет десяти назад еще не было, становится все больше и больше».
По словам представителей Сбербанка, уже работает пилотный проект по психологическому скорингу, в нем участвует «ограниченная выборка» согласных на эту проверку клиентов.
Руководство Сбербанка любит эксперименты. Глава компании Герман Греф рассказал в Госдуме, что покупал биткоины и на свои первые криптоденьги приобрел футболку: она обошлась ему в 12 биткоинов. «Я помню свой первый опыт, я экспериментировал. Я купил некоторое количество биткоинов и заплатил за футболку 12 биткоинов. Тогда биткоин был 38 центов, примерно 5 долларов стоила футболка. Теперь это самая дорогая футболка, которая есть в моем гардеробе. Прошло каких-то там несколько лет», — сказал Греф. Он добавил, что «криптовалюта — история конфузов». По нынешним ценам 12 биткоинов — это 46 800 долларов.