Войти в почту

Отходы "не горят": у Украины появилась новая чернобыльская проблема

Чернобыльская зона является не только напоминанием об одной из самых страшных техногенных катастроф в истории человечества, но и очередной мечтой украинцев о «лучшей жизни».

Отходы "не горят": у Украины появилась новая чернобыльская проблема
© youtube.com

Мечты украинцев о развитии Чернобыльской зоны требуют серьезных расходов

В контексте этой украинской «мрии» значится идея о том, что зону, где расположена полностью остановленная в 2000 году советская атомная станция, необходимо сделать успешным инвестиционным проектом. В основе его лежит идея о строительстве солнечных электростанций, проведения в этой зоне туристических экскурсий и сооружения хранилища по хранению ядерных отходов не только с Украины, но и из стран Евросоюза.

Подобные идеи в Киеве постоянно высказываются на правительственном уровне, но все они рано или поздно натыкаются на реальность, которая не так хороша, как в радужных мечтах украинцев.

Например, сегодня стало известно, что в Чернобыльской зоне не хватает места для захоронения переработанных радиоактивных отходов. Сейчас там накоплено порядка 20 тысяч кубометров жидких отходов, которые на выходе дадут 300 тысяч тонн твердого переработанного материала, для которого Украине нужно будет создавать новые специальные хранилища, на что на сегодня средств у Киева, естественно, нет.

Заместитель декана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что в Чернобыле скопилось очень много радиоактивного материала, который украинцам нужно как-то переработать и хранить дальше.

Украине нужно построить хранилище для ядерных отходов

«Так-то, определенные работы в этой зоне уже идут – например, там происходит строительство нового саркофага над разрушенными энергоблоками Чернобыльской АЭС. Естественно, это происходит не за счет Украины, а за счет средств европейских спонсоров», - заключает Суздальцев.

Другое дело, что на реализацию этих предложений у украинцев денег нет, а в Евросоюзе и США не горят желанием увеличивать объем финансовой помощи Украине.

«Если брать конкретно отходы, то у украинцев в 2014 году появилась существенная проблема – они теперь не могут отправлять эти отходы на переработку в Россию. Таким образом, им сейчас необходимо построить свое хранилище, причем строить его нужно быстро, а это требует больших финансовых вложений, которые неподъемны для современной Украины», - констатирует Суздальцев.

По мнению эксперта, по украинской традиции, в Киеве считают, что все такие вопросы на Украине должны решаться с помощью денег спонсоров из Евросоюза, но в Брюсселе не хотят помогать украинцам, резонно полагая, что любые такие субсидии в этой стране быстро разворуют.

«Коррупция здесь действительно является большой проблемой, и она сильно тормозит все программы помощи Украине со стороны Запада», - резюмирует Суздальцев.

Украина пытается перепрофилироватсья под Westinghouse

Казалось бы, идеальным способом закрыть все вопросы с атомной энергетикой для Украины является восстановление связей с Россией, но перспектива этого на сегодня ничтожна ввиду того, что Киев по политическим причинам никогда не пойдет на это.

«Все силы государства на Украине брошены на то, чтобы перепрофилировать украинскую атомную энергетику под западный стандарт. Для этого привлечена японо-американская компания Westinghouse, которая строила атомную станцию «Фукусима-1» и которая разработала ядерное топливо, подходящее и для атомных реакторов советского дизайна», - резюмирует Суздальцев.

Известно, что первым проектом в рамках такого «перехода» стала украинская атомная станция в Запорожье, где идет процесс по переходу одного из ее реакторов на топливо компании Westinghouse.

«Здесь компания Westinghouse уже кое-чего добилась, поскольку все эти разговоры по топливной сборке уже одобрены на самом высоком уровне на Украине. По данному принципу топливо будет изготавливаться по советскому рецепту из американского урана и затем загружаться на все четыре атомные станции, которые в настоящее время продолжают работать на Украине», - заключает Суздальцев.

При этом, пока нет уверенности, что эта схема даст необходимую гарантию безопасности, из-за чего в процесс перехода на топливо Westinghouse сегодня включен только один энергоблок Запорожской АЭС. И есть вполне реальная вероятность, что данный проект может закончиться новой катастрофой.

Украинцы неумело пытаются получить прибыль из своих атомных станций

«Гораздо интересней здесь тот факт, что Киев по этому вопросу ведет переговоры с Минском о том, чтобы Westinghouse взяла под свое крыло проект строящейся атомной станции в Белоруссии, которая располагается на границе с Литвой», - констатирует Суздальцев.

Впрочем, это крайне маловероятно, поскольку, по условиям контракта Минска и «Росатома», такая смена поставщиков топлива невозможна, хотя бы потому, что данная атомная станция строится в кредит.

«В общем, у украинцев насчет атомной энергетики есть большие планы и большие мечты, но для всего нужны колоссальные инвестиции, а денег у Киева, совершенно точно, нет», - резюмирует Суздальцев.

Все это, как считает Андрей Иванович, говорит о том, что украинская атомная отрасль находится в тупике, и все практические рассуждения в Киеве в настоящее время связаны с тем, кому все эти мощности передать, но под тем условием, чтобы Украина осталась в плюсе.

«Передать их Западу – очень сложно, потому что четыре украинских АЭС были построены еще в советское время, а в случае реализации такого варианта со временем может повториться ситуация с литовской Игналинской атомной станцией, которая была ликвидирована по требованию Брюсселя, несмотря на то, что вырабатывала практически всю электроэнергию Литвы», - заключает Суздальцев.

У украинцев все также сложно, поскольку их АЭС вырабатывают около половины электричества в рамках всего энергобаланса этой страны.