Смартфон вместе секса и наркотиков

Современные подростки избегают секса и наркотиков, не хотят работать и предпочитают проводить свободное время дома, выяснили психологи. Все дело в увеличении продолжительности жизни и росте благосостояния семей, объясняют они: теперь у подростков нет необходимости рано взрослеть, и сегодняшний 18-летний подросток идентичен 15-летнему 1970-1980-х годов.

Смартфон вместе секса и наркотиков
© Pixabay

Подросткам больше не интересны наркотики, алкоголь, секс, работа, вождение автомобиля и прочие атрибуты взрослой жизни, выяснили психологи. Вместо этого они предпочитают проводить время дома и читать посты в социальных сетях.

Исследователи из Университета штата Калифорния в Сан-Диего и колледжа Брин-Мар проанализировали данные о более чем восьми млн подростков 13-19 лет из США с 1976 по 2016 год. Участники исследования отвечали на множество вопросов о том, как они проводят время за пределами учебных заведений.

По сравнению с другими поколениями, современные подростки куда менее склонны садиться за руль, устраиваться на работу, ходить на свидания, заниматься сексом и ходить куда-то без родителей.

Результаты были опубликованы в журнале Child Development.

В 2010 году двенадцатиклассники выбирались куда-то значительно реже, чем восьмиклассники 1990-х. Если в 1991 году 54% старшеклассников сообщили, что уже занимались сексом хотя бы однажды, то к 2015 году этот показатель снизился до 41%. Такие изменения распространялись на все поколение, независимо от пола, расы или региона.

«Речь идет не только о воспитании детей, — поясняет психолог Джин Твенж, ведущий автор исследования. — Это касается и самих подростков, и экономики, и рождаемости, и увеличения продолжительности жизни».

Конечно, выводы исследования не могут распространяться на всех подростков поголовно — в любом демографическом исследовании находятся исключения. Однако такие опросы позволяют увидеть, как с годами меняется общество.

Современные подростки не склонны бунтовать, более толерантны и менее счастливы, чем подростки в других поколениях, считает Твенж. А еще они совершенно не готовы к взрослой жизни.

И дело не в лени. Подростки в любом поколении формируются окружающей средой, поясняет Твенж. Еще в середине ХХ века общество развивалось по пути, который эволюционные психологи называют «стратегией быстрой жизни». Продолжительность жизни была короче, чем сегодня, необходимо было много работать, родители уделяли детям не слишком много внимания, и те взрослели довольно быстро.

К 2000 году жизнь «замедлилась». Люди стали жить дольше, у них появилось больше ресурсов, и они стали растить своих чад, позволяя им оставаться детьми подольше.

«Я видела много статей, в которых эксперты писали, что не знают, почему уменьшилось количество подростковых беременностей, и предполагают, что, может, подростки стали более целомудренными... Еще писали, что подростки стали более ленивыми и теперь реже устраиваются на работу. Наши результаты показывают, что дело не в лени или целомудрии — просто поведение сегодняшних 18-летних соответствует поведению 15-летних в прошлом», — рассказывает Твенж.

Первоначально исследователи предполагали, что, возможно, увеличился объем домашних заданий или подростки стали больше участвовать во внеклассных мероприятиях. Однако анализ показал, что эти виды деятельности с течением лет не стали отнимать больше времени.

Одной из самых тревожных характеристик современного поколения подростков стали самоубийства — их теперь больше, чем убийств.

Твенж считает, что ключевую роль в этом могли сыграть смартфоны. Поколение Z, то есть, люди, рожденные после 2000 года, — это первое поколение, которое вообще не знает, что такое жизнь без интернета.

Вместо того, чтобы играть со сверстниками или устроиться на работу, они привязываются к своим смартфонам и компьютерам и оказываются в изоляции.

«Сегодняшние подростки ходят на меньшее количество вечеринок и вообще тратят меньше времени на личное общение, и даже когда они собираются вместе, то принимаются документировать свою встречу в соцсетях. Если кого-то не пригласили, он будет в курсе», — поясняет Твенж.

Перешла в виртуальную плоскость и интимная сфера жизни.

Сегодня подростки смотрят намного больше порно, чем раньше, и увлекаются секстингом — перепиской эротического содержания, часто включающей обмен соответствующими фотографиями.

Однако родители не должны думать, что если они отберут у ребенка смартфон, то защитят его психологическое здоровье. Основной целью должна стать независимость. Если подростки будут больше времени проводить в обществе других людей или работать, у них останется меньше времени на то, чтобы листать новости в соцсетях.

Изменения связаны также с возросшим благосостоянием семей. Оказалось, что подростки из больших семей или семей с низким доходом более склонны к «взрослым» занятиям вроде секса и употребления алкоголя.

Это соответствует теории, предполагающей, что обедненная среда приводит к более быстрому развитию ребенка, в то время как дети, растущие в более стабильной обстановке и располагающие большим количеством ресурсов, движутся по этому пути более медленно.

Концепция затянувшейся юности не нова, о ней говорил еще психолог ХХ века Эрик Эриксон, прославившийся своей теорией стадий социального развития. Он ввел понятие психосоциального моратория — периода позднего подросткового возраста, в течение которого человек получает отсрочку в принятии ролей и ответственности взрослого.

«Даже с учетом недостатков, скорее хорошо, что подростки сегодня проводят больше времени, развиваясь социально и эмоционально перед тем, как начинать ходить на свидания, заниматься сексом, пить алкоголь и устраиваться на работу. Ключевой момент в том, что

необходимо удостовериться, что в конечном итоге они получают достаточно возможностей для развития навыков, которые понадобятся им во взрослой жизни, — независимости и способности принимать решения», — пишет Твенж в своей колонке на портале The Conversation.

Родителям она рекомендует все же не окружать подростков излишней опекой и, например, своевременно помочь им покинуть родной дом. В противном случае они могут захотеть остаться в нем навсегда.