Войти в почту

«Налог на AliExpress». Что угрожает иностранным продавцам в России?

Ассоциация компаний интернет-торговли выступила с предложением ввести налог в 15,25% от цены товара, чтобы уравнять условия для российских и иностранных онлайн-магазинов. Сайты уклоняющихся от уплаты будут блокировать. Выдержат ли AliExpress и eBay битву за рынок?

«Налог на AliExpress»: Что угрожает иностранным продавцам в России
© depositphotos.com

Ассоциация компаний интернет-торговли выступила с предложением ввести налог в 15,25% от цены товара, чтобы уравнять условия для российских и иностранных онлайн-магазинов. Сайты уклоняющихся от уплаты будут блокировать.

Иностранные интернет-магазины рискуют потерять российский рынок. Как сообщает «Коммерсантъ», в правительстве обсуждают введение налога для зарубежных онлайн-продавцов, включая AliExpress, Amazon и eBay. Такое предложение подготовили российские конкуренты ритейлеров — Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят 37 российских магазинов: «Юлмарт», Ozon.ru, re:Store, Lamoda, «Детский мир» и другие.

Авторы проекта предложили новую схему исчисления налога — не 18% НДС, а 15,25% от конечной цены товара. Согласно разработанным поправкам, в случае отказа зарубежных компаний от уплаты пошлин Роскомнадзор будет блокировать их сайты.

В АКИТ уверены, что сейчас иностранные компании имеют серьезные преимущества перед российскими онлайн-продавцами: они освобождены от НДС и ввозных таможенных платежей, если реализуют товары стоимостью до тысячи евро и весом до 31 килограмма. Необходимо уравнять конкурентные условия между интернет-площадками, говорит исполнительный директор ассоциации Артем Соколов:

«Тема введения НДС для иностранных площадок уже несколько лет муссируется, но, к сожалению, ничего не происходит. Наконец идет какое-то движение в пользу национальных ритейлеров. Объем товаров, который поступает в Россию из-за рубежа, к концу этого года превысит 420 миллионов посылок. Это в три раза больше, чем жителей в стране, больше 400 млрд рублей. Такой крупный товарооборот должен находиться под контролем государства. Как минимум с него должен выплачиваться ввозной НДС, который выплачивается в любом случае, как только вы что-либо производите на территории РФ либо на нее ввозите. Наши компании обязаны платить НДС, а иностранные компании не обязаны. Это несправедливо, на наш взгляд. Должны быть равные условия. Конкурировать надо за счет других сервисов, за счет более качественных услуг и так далее. Россия — это рынок номер один по объему для AliExpress. 90% заказов к нам поступают именно из Китая. Интерес к зарубежным товарам у россиян будет расти. Ничего не изменится».

Гендиректор eBay в России рассказал «Коммерсанту», что против иностранных интернет-магазинов играют стоимость и время доставки. Отсутствие этих факторов у российских магазинов — однозначное конкурентное преимущество, о котором почему-то постоянно забывают. Кроме того, розничный импорт уже регулируют таможенные пошлины.

Предлагаемые меры, скорее всего, заставят иностранцев покинуть российский интернет-рынок, считает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов:

«Сегодня ни AliExpress, ни eBay не являются продавцами. Они просто размещают объявление о том, что у такого-то человека находится товар и он готов его продать. Что произойдет, если мы заставим платить, регистрироваться в нашем ФНС? Это де-факто означает, что не eBay и AliExpress, а полтора миллиона продавцов, размещающих свою рекламу на eBay и 3,6 миллиона продавцов, размещающих свою рекламу на Alibaba, должны приехать в Россию, зарегистрироваться, встать на налоговый учет и стать российскими налогоплательщиками. Мы получим ситуацию гуманитарной катастрофы. Этот продавец посмотрит, что такое Россия. Оборот онлайн-торговли в мире — 16 трлн, в России — 13 млрд, то есть 0,7%. Это не такой оборот, ради которого надо ломать бизнес. Все эти продавцы просто повесят объявления на своих сайтах, что доставка в Россию прекращена. Напрямую это касается только одного члена нашей ассоциации — eBay, но это косвенно касается всего российского бизнеса. Что мы сейчас получаем за счет трансграничной торговли? Во-первых, мы получаем развитие логистики. Во-вторых, мы получаем огромное количество вовлеченных в онлайн покупателей. И в-третьих, люди учатся платить кредитными карточками. Когда говорят, что якобы российский e-commerce против, ничего подобного. Есть буквально две компании в России, которые инициируют введение таких запретительных норм».

Ввести НДС для зарубежных интернет-ритейлеров еще в прошлом году предлагал президент Владимир Путин. Тогда он поручил российскому правительству до конца года рассмотреть вопрос о взимании НДС и таможенных пошлин с зарубежных интернет-площадок, продающих товары иностранного производства физическим лицам в нашей стране.

С 1 января 2017 года в России существует «налог на Google». Иностранные компании теперь должны платить пошлины с онлайн-продаж россиянам электронного софта и контента.