Каталония предостерегла Мадрид от силовой операции

Конституционный суд Испании принял иск правительства королевства, блокирующий референдум о независимости Каталонской республики. Властям Каталонии, назначившим плебисцит на 1 октября, грозит уголовное преследование. Но сами каталонские политики уже обсуждают, чем займутся после провозглашения независимости. Один из них пообещал газете ВЗГЛЯД добиваться признания Новороссии, Абхазии и Южной Осетии.

Каталония предостерегла Мадрид от силовой операции
© Albert Gea/Reuters

Нарастает противостояние между властями Испании и региональным руководством Каталонии, принявшим декрет об утверждении даты «сепаратистского референдума» - 1 октября 2017 года. Испанский конституционный суд принял к рассмотрению поданный правительством страны иск о незаконности каталонского референдума. Таким образом, решения, принятые в Барселоне, были официально приостановлены Мадридом.

«Демократию в Каталонии не остановит ни один дискредитировавший себя орган!», - заявил в ответ на решение конституционного суда Испании глава «женералитата» - регионального правительства Каталонии Карлес Пучдемон.

«Демократия ответит с твердостью, уверенностью и достоинством!», - ранее заявил на чрезвычайном заседании правительства премьер-министр Испании Мариано Рахой. Он заверил, что «никакого референдума по самоопределению Каталонии не будет». Еще в начале июня, когда была предварительно объявлена дата референдума, центральные власти пообещали не допустить референдума. Ведь конституция Испании не позволяет регионам такие плебисциты в одностороннем порядке.

Но пока в Мадриде призывали каталонские власти одуматься, парламент Каталонии уже принял закон о переходном периоде – на случай, если большинство населения скажет «да» независимости. Закон создает юридическую базу для выхода провинции из состава Испании. Новый парламент, который, по мнению сторонников отделения, соберется после референдума, должен разработать конституцию независимой Каталонской республики.

Впрочем, в Мадриде решили не ограничиваться увещевании.

Избирательные урны подлежат конфискации

Накануне генеральный прокурор Испании Хосе Мануэль Маса заявил: полиции, Гражданской гвардии всей Испании и автономной полиции Каталонии направят распоряжение о конфискации урн и бюллетеней для голосования о независимости, назначенного на 1 октября.

По словам генпрокурора, он также призвал спецслужбы следить за любой подготовкой правительства Каталонии к плебисциту. Кроме того, он пригрозил уголовными обвинениями членам каталонского правительства за подписание закона о проведении референдума.

Мадрид также напрямую обратился к мэриям каталонских городов с призывом не допустить голосования.

Неясно, как поведет себя полиция Каталонии

Проблема в том, что на этот раз в Барселоне обещают попросту игнорировать любые указания Мадрида, том числе и вердикты суда. Пока также непонятно, дойдет ли дело до попыток ареста членов правительства, если того потребует Генпрокуратура. Неясно, и как себя в таком случае поведет полиция Каталонии, которая подчиняется не центру, а как раз местным властям? А с силовиками в Мадриде коллеги в Барселоне давно уже находятся в натянутых отношениях.

Как писала газета ВЗГЛЯД, накануне председатель «женералитета» - правительства Каталонии Карлес Пучдемон и другие члены регионального кабинета министров подписали закон, согласно которому менее чем через месяц - 1 октября пройдет референдум о независимости автономного сообщества Каталония от Испании. Победа сторонников отделения от Испании будет означать незамедлительное объявление независимости. Так гласит закон, принятый накануне каталонским парламентом. В четверг глава Каталонии дал 48 часов мэрам городов и главам муниципалитетов на подтверждение готовности к референдуму.

Сепаратисты оказались еще и республиканцами

Вопрос, который власти Каталонии собираются вынести на референдум 1 октября, звучит так: «Хотите ли Вы, чтобы Каталония была независимым государством в форме республики?».

При этом многие признаки будущей республики у Каталонии уже есть. Помимо своей полиции, есть внешнеполитическое ведомство с множеством представительств за рубежом, депутаты в Европарламенте и главное - развитая экономика. Идут дебаты о собственной армии и финансовых структурах.

По задумке властей автономного сообщества, закон о референдуме будет иметь «наивысшую юридическую силу» над всеми остальными законами. В самом документе подчеркивается, что Испания ратифицировала Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ООН от 1966 года, в котором признается право всех народов на самоопределение. При этом в статье 96 испанской конституции подчеркивается, что международные документы, ратифицированные Мадридом, становятся частью законодательства страны, а в соответствии с 10 статьей нормы, касающиеся фундаментальных прав и общественных свобод, интерпретируются именно в соответствии с международными договорами.

Именно под такую основу и подводят свои намерения каталонцы. «Благодаря этому итоги референдума будут носить обязательный юридический характер», - объяснил газете ВЗГЛЯД представитель сепаратистской коалиции «Каталонская солидарность за независимость» Хосе Энрике Фольк.

«Сепаратистский законопроект» поддержали 72 депутата из 135, входящих в местный парламент. При этом, согласно последним опросам, само проведение референдума в одностороннем порядке поддерживает 55 процентов населения автономии. Отдать же свой голос за независимость готовы 50,1 процента. Во время прошлой попытки 9 ноября 2014 провести плебисцит, который в итоге под нажимом Мадрида все же переименовали в неформальный опрос, отделение поддержал 81 процент населения.

«Я абсолютно убежден, что итогом каталонского референдума будет большинство голосов за независимость», - заявил Энрике Фольк. «Посмотрим, что предпримет Испания. Мы предполагаем, что Испания аннулирует этот закон или предпримет какие-то шаги, чтобы не состоялось голосование. Однако в любом случае решение правительства Каталонии четкое и твердое. Каталонский народ продолжит свой демократический путь к независимости в одностороннем порядке», - подчеркнул собеседник.

Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, августовский теракт в Барселоне только увеличил антагонизм между сторонниками независимости и центром. Спор развернулся даже между органами правопорядка – каталонской полицией Mossos d'Esquadra и испанской Гражданской гвардией, недовольной тем, что ее сотрудников каталонцы не пускали на места происшествий.

Сама подготовка к референдуму, впрочем, пока что обходится без эксцессов. Правда, возле одной из типографий в каталонской провинции Таррагона, где местные власти собираются печатать бюллетени для голосования, появились наряды Гражданской гвардии, которые обыскивают машины, выезжающие с территории предприятия.

Силовые меры будут «серьезнейшей ошибкой»

Пока одной из излюбленных мер испанского правительства по давлению на каталонцев остаются обращения в Конституционный суд (КС) страны. Таких обращений было уже множество, а последнее из них имело место незадолго до принятия Барселоной нового закона. «Судьи этого суда не являются беспристрастными. Поэтому мы считаем неправомочными решения этого суда. Это суд, который принимает свои вердикты в соответствии с политическими решениями», - подчеркнул Фольк.

Вот и само правительство Каталонии уже не раз намекало, что просто не станет выполнять вердикты Конституционного суда. Как указал Фольк:

«Уже из самого закона следует, что правительство Каталонии не будет признавать решения этого суда, потому что он установлен испанским правительством и юридически не является беспристрастным»,

В поддержку силовых мер, чтобы пресечь неповиновение, уже не раз призывали отдельные бывшие и даже действующие военные Испании, например Ассоциация испанских военнослужащих. Однако правительство пока избегало говорить на эту тему. Хотя в июне, в тот самый день, когда в каталонский парламент внесли проект закона о референдуме, министр обороны Испании Мария Долорес де Коспедаль выступала на церемонии в честь 40-летия своего ведомства. И она неожиданно напомнила, что в задачи вооруженных сил и Гражданской гвардии входит защита не только демократических ценностей и конституции, но и территориальной целостности и суверенитета.

Фольк надеется, что подобного развития событий не будет. «Силовые меры со стороны Мадрида стали бы серьезнейшей ошибкой и необратимым шагом, - подчеркнул он. - Не думаю, что они на это пойдут. В то же нельзя исключать никаких сценариев. Если это произойдет, посмотрим, что мы будем делать».

Когда речь идет о силовых вариантах, нельзя не вспомнить о том, что происходит сейчас на Украине и происходило в Грузии в 2008 году. Среди каталонских политиков есть разные мнения по поводу территориальных споров в других уголках мира. Возможно ли признание Каталонией в случае обретения независимости других новых государств, таких как Абхазия или Южная Осетия?

«Пока сложно сказать, что будет делать будущее правительство нового каталонского государства в отношении этих территорий, но лично я бы немедленно признал бы Крым, Новороссию, Южную Осетию и другие», - подчеркнул Фольк. «Я отдаю себе отчет, что их процесс самоопределения был не таким, как у нас, но все равно я бы их признал. Это моя позиция», - добавил он.