Войти в почту

Строительство моста Хоккайдо-Сахалин зависит от "курильского вопроса"

Озвученная первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым инициатива строительства автомобильно-железнодорожного перехода от Хоккайдо до Сахалина рискует стать очередной "долгоиграющей темой" в переговорах Москвы и Токио. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил старший научный сотрудник Центр исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков.

Принцип осла и морковки: строительство моста в Японию зависит от "курильского вопроса"
© РИА Новости, Сергей Красноухов

"Тема строительства транспортного перехода от Хоккайдо до Сахалина поднимается достаточно давно, однако этот проект слишком сложен, чтобы по нему было принято решение в короткие сроки. Японские специалисты досконально просчитывают все экономические аспекты, и в конечном итоге может оказаться, что вложения в переправу не перекроют финансовых перспектив, которые она может принести. Подобные прецеденты в российско-японских отношениях уже были.

Есть и политический аспект. Как известно, Япония настаивает на продвижении в свою пользу спора по Курильским островам, которые они продолжают называть "своими северными территориями". Любое сотрудничество с Россией в первую очередь рассматривается с учетом такого контекста. Несомненно, его тень накроет и столь крупный проект, как строительство моста между государствами", - полагает специалист.

Сегодня на Восточном экономическом форуме Игорь Шувалов заявил, что Россия "серьезно предлагает японским партнерам рассмотреть возможность строительства смешанного перехода, автомобильно-железнодорожного перехода от Хоккайдо до южной части Сахалина". По его словам, проект сторонами обсуждается. "При современных технологиях это даже не так дорого. Это даст дополнительную возможность использовать нашу железнодорожную инфраструктуру, и Япония при этом станет континентальной державой", - сказал чиновник.

"У РФ и Японии достаточно много перспективных проектов, которые все никак не могут реализоваться. К примеру, прокладка российских энергетических магистралей в Японию – инициатива заманчива для обеих сторон, однако решение по ней затягивается на неопределенный срок. Схожая ситуация с прокладкой трубопровода для прямых поставок российского газа Японии. Других примеров подобного "затяжного сотрудничества" тоже немало", - подчеркивает востоковед.

Принцип осла и морковки

Много лет Токио придерживался принципа "расширяющегося баланса". Он заключается в том, что если Россия делает шажок навстречу Японии по курильскому вопросу, Токио в ответ немного продвигает экономическое сотрудничество. Этот метод в мировой политике также называется принципом "осла и морковки".

При этом в последнее время премьер Японии Синдзо Абэ демонстрирует, что стремится к активному сотрудничеству с Москвой для продвижения интересов Токио в территориальном споре. Несколько раз в год высшее руководство двух стран обменивается визитами, подписываются перспективные договоренности и меморандумы. Однако Москва показывает, что не готова поступиться суверенитетом в курильском вопросе, Токио в ответ затягивает реализацию договоренностей.

"В ходе декабрьских переговоров 2016 года между Путиным и Абэ заключено множество договоров. Стороны пришли к согласию по проектам в торгово-экономической, транспортной, строительной и других сферах. Однако подавляющее большинство инициатив на сегодняшний день либо заморожены, либо "на стадии обсуждения".

Сегодня российские чиновники говорят о проекте переправы Хоккайдо-Сахалин из политических соображений, однако его реализация чрезвычайно сложна по экономическим соображениям. Сложно сказать, насколько проект будет завязан на японском видении решения территориального вопроса. Совершенно ясно, что сейчас российско-японским отношениям необходим дополнительный стимул, какой-то рывок. Переправа вполне может им стать, но весьма вероятно, что, как и большинство широкомасштабных проектов, она "завязнет" в территориальном споре", - заключает Олег Казаков.