"Я не вор, а художник"

Кирилл Серебренников отказался от предложения Петра Порошенко снять пропагандистское кино об Украине, свой арест считает несправедливым и надеется, что сумеет справиться с задержанием и уголовным делом — немецкий актер Ларс Айдингер опубликовал письмо находящегося под домашним арестом режиссера.

"Я не вор, а художник"
© Александр Вильф/РИА «Новости»

«Я не политик. Я режиссер. И я не хочу, чтобы меня использовали в чьих-то грязных интересах», — написал Кирилл Серебренников в письме, которое в понедельник, 4 сентября, опубликовал немецкий актер Ларс Айдингер в своем блоге на сервисе Instagram. Айдингер утверждает, что Серебренников передал ему письмо во время своего последнего визита в Германию и просил обнародовать его в том случае, если он будет арестован.

«Дорогие друзья, — написал Серебренников, — Если вы читаете это письмо, значит, все пошло не так, как я думал. Я прошу вас сохранять спокойствие и не поддаваться провокациям некоторых политических мошенников, пытающихся заработать деньги на любом событии, которое можно обратить против власти».

Серебренников указывает, что после возбуждения уголовного дела (против АНО «Седьмая студия» — «Газета.Ru») он слышал различные спекуляции в свой адрес.

Режиссер приводит в качестве примера предложение украинского президента Петра Порошенко возглавить один из театров Украины и снять пропагандистское кино при государственной поддержке.

«Я благодарен за такое внимание к моей персоне, но я не уйду», — отмечает Серебренников. Он поблагодарил своих друзей в России и за рубежом за поддержку и добавил, что в стране есть силы, которые рассматривают его работу в искусстве как не имеющую права на существование и активно поддерживают несправедливый арест режиссера.

Напомним, что о «Деле «Седьмой студии» стало известно в конце мая этого года, когда Следственный комитет провел серию обысков — в том числе у Кирилла Серебренникова дома и в его кабинете в театре «Гоголь-центр». АНО «Седьмая студия» обвиняли в хищении государственных средств, выделенных на проведение проекта «Платформа» в 2011-2014 годах (называлась сумма в 210 млн рублей). После обысков режиссер получил статус свидетеля, а чуть позже были арестованы экс-бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева и бывший генеральный директор организации Юрий Итин. Масляева была помещена в СИЗО, а Итин — под домашний арест.

В июне был задержан бывший генеральный продюсер «Седьмой студии» (а также бывший директор «Гоголь-центра») Алексей Малобродский, который также был помещен под стражу. Они обвинялись в присвоении средств, выделенных на «Платформу» — например, Малобровскому вменяли хищение 2,3 млн рублей, которые якобы были потрачены на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь»; прокурор даже высказал сомнение в том, что такой спектакль был поставлен — причем его не убедили многочисленные рецензии на «Сон...» в прессе.

Серебренников был арестован в конце августа, в Петербурге, где он снимал (в качестве режиссера) фильм о Викторе Цое.

Его в микроавтобусе доставили в Москву, и после допроса и ночи в изоляторе временного содержания суд решил оставить его под домашним арестом — но с правом посещения театра, которым он руководит (в «Гоголь-центре» готовятся несколько спектаклей нового сезона). Работа над картиной о Цое — после досъемки нескольких технических сцен — была приостановлена.

Еще во время майских обысков в поддержку Серебренникова и «Седьмой студии» высказались многие российские деятели культуры — среди них были Чулпан Хаматова и Федор Бондарчук, а Евгений Миронов передал письмо с аналогичным содержанием лично в руки Владимиру Путину во время церемонии вручения госнаград в Кремле. В поддержку режиссера также высказывались Теодор Курентзис, Гидон Кремер, режиссер Томас Остермайер, драматург Мариус фон Майенбург, Кейт Бланшетт, Эльфрида Елинек, Фолькер Шлендорф, Изабель Юппер, дирекция Европейской киноакадемии и Авиньонского фестиваля, Ассоциация театральных критиков, Союз театральных деятелей, Киносоюз. Заседание Басманного суда по определению меры пресечения Серебренннкову проходило в присутствии нескольких сотен протестующих, а личное поручительство за него направили в суд Филипп Киркоров, Андрей Малахов, Андрей Смирнов, Ирина Прохорова.

Отметим, что ни один из фигурантов «дела «Седьмой студии» — и Серебренников тоже — свою вину не признает.

«Я уверен, что смогу доказать, что я порядочный человек, и справедливость будет преобладать, — говорится в письме режиссера. Он попросил своих сторонников не разжигать ненависть в попытках ходатайствовать, быть разумными и не поддаваться провокациям радикалов, которые пытаются сделать имя на этом деле.

«Я знаю, что вы хотите мне помочь, и я рад, что у меня есть настоящие друзья. Я уверен, что мы сможем справиться. Еще раз хочу сказать — я не вор, а художник, а художники не воруют, а отдают...» — заключил Серебренников.

Айдингер сопроводил свой пост с письмом фотографией режиссера и хэштегом #FreeKirill — «Свободу Кириллу».