Войти в почту

Меркель ругают за американский акцент

В преддверии выборов в Германии полемика между Ангелой Меркель и ее основным соперником Мартином Шульцем резко обострилась. Независимость канцлера от США и политика в отношении России становятся центральными вопросами предвыборной кампании.

Меркель ругают за американский акцент
© Fabrizio Bensch/Reuters

«На посту канцлера ФРГ я буду выступать за вывоз ядерных вооружений, находящихся на территории Германии, — заявил на этой неделе Мартин Шульц, представитель немецкой Социал-демократической партии (СДПГ) и соперник Ангелы Меркель на ближайших выборах. — Если боеголовки складированы с Рейнланд-Пфальце, то их нужно оттуда вывезти».

По словам кандидата в канцлеры Германии, нынешний конфликт президента США Дональда Трампа с Северной Кореей только доказывает срочную необходимость «ограничить распространение ядерных вооружений» и продвигать идею полного отказа от них.

Кроме того, Шульц обвинил Меркель в политической капитуляции перед США, согласившись выполнить план по увеличению финансирования военных программ НАТО — на сумму, равную 2% германского ВВП. Действующий канцлер Германии согласилась ежегодно направлять на эти цели $35,3 млрд,

«Это недопустимо, чтобы Германия, без каких-либо вопросов и комментариев, принимала участие в гонке вооружений, к которой призывает Трамп», — добавил кандидат от социал-демократов на встрече с избирателями.

Соратники Меркель из ее партии Христианско-демократический союз (ХДС) ответили Шульцу потоком встречных обвинений. Официальный представитель ХДС Юрген Хардт в интервью СМИ заявил, что обвинения Шульца — это «признак отчаяния», который царит в СДПГ, которая уступает по соцопросам партии Меркель. «Политика безопасности — это очень сложный вопрос, который не стоит обсуждать огульно и в стиле уличной полемики». По мнению опрошенных «Газетой.Ru» экспертов,вопрос независимости канцлера будет одним из ключевых в ходе немецкой предвыборной дискуссии.

«Все канцлеры Германии были достаточно авторитарными фигурами, — считает Владислав Белов, руководитель центра германских исследований института Европы РАН. — Начиная с Конрада Аденауэра, первого канцлера ФРГ после Второй мировой, все они принимали важные для страны решения единолично».

Эксперт напомнил также о канцлере и социал-демократе Вилли Брандте. Управляя Западной Германией в 1970-х годах он, несмотря на «холодную войну», смог принять волевое решение и определить новую «восточную политику», с которой началась нормализация отношений ФРГ с СССР. Этот подход, в свою очередь, заложил основу для объединения Германии в 1989 году.

Меркель также принимает важные решения. «Например, в марте 2011-го, после аварии на японской АЭС «Фукусима», она решила отказаться от атомной энергии, — считает Белов. — Или в 2015 году она провозгласила программу «Мы справимся» — Wir schaffen das, — которая оставила двери Германии открытыми для мощного миграционного потока из стран Ближнего Востока».

Впрочем, у нынешнего канцлера Германии есть одна слабая сторона с точки зрения предвыборной кампании: ее ориентация на союз с США, — курс, который вызывает вопросы у многих немецких политиков.

«Дело в том, что канцлер всегда был главным политиком, определяющим курс Германии, — считает Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической истории МГИМО. — Между тем, Ангела Меркель признала фактор прямой зависимости Германии от США. Это произошло при президенте США Бараке Обаме. На это были свои резоны. ВС США увеличило свое присутствие в Германии на тысячи человек, а Вашингтон, в свою очередь, позволил Берлину усилить экономическое влияние в Евросоюзе и фактически стать главной страной в Европе. Однако далеко не всегда американский курс Меркель совпадал с интересами собственно Германии».

В Германии расположено рекордное число военных баз США — 172. Большинство из них сделаны по принципу «моногорода» и требуют больших вложений. Например, военно-воздушная база США в немецком Раммштайне требует поддержания инфраструктуры, в которую входят школы, госпитали и различные учреждения для семей военнослужащих. В 2015 году американские СМИ сообщали, что Пентагон собирался разместить на германских базах около 20 ядерных бомб B61-12.

В Германии также есть и небольшие американские базы — так называемые «территории совместной безопасности», на которых обслуживаются беспилотные летательные аппараты, разведывательные самолеты и находятся склады с вооружением.

Соперники Меркель особенно критиковали ее за готовность идти навстречу требованиям Трампа относительно трат на оборону НАТО. Трамп неоднократно требовал от союзников увеличить военные расходы на Североатлантический альянс до 2% ВВП.

В таком случае Германии пришлось бы значительно увеличить свои военные расходы до уровня, который, по словам немецких чиновников, может быть неразумным и непрактичным.

Министр иностранных дел Зигмар Габриэль (член СДПГ), отвергли требования Трампа. То же самое сделала министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен. Кроме того, она опровергла утверждение Трампа о том, что ФРГ «задолжала огромные суммы», пользуясь американскими деньгами для НАТО. По словам фон дер Ляйен, есть разные способы измерить вклад стран-членов НАТО в этот альянс, а сам Трамп не понимает, как работает этот оборонный союз.

По данным Politico, в 2016 и 2017 году на долю США пришлось 22,14% оборонных расходов НАТО. Германия является вторым крупнейшим вкладчиком, заплатив 14,65%. Далее идут Франция (10,63%) и Великобритания (9,85%).

Также громкий скандал в Германии вызвала мартовская серия утечек конфиденциальных документов США на сайте WikiLeaks. По этим данным, в конце 2016 года хакерское подразделение ЦРУ насчитывало более пяти тысяч человек. Часть операций разрабатывалась и проводилась на базе в Лэнгли, однако еще один секретный хакерский центр находился на немецкой территории — внутри генконсульства США во Франкфурте-на-Майне. Оттуда американская киберразведка проводила операции в Европе, Азии и на Ближнем Востоке, утверждалось в документах WikiLeaks.

Это заставило немецкие СМИ вспомнить реакцию Меркель на предыдущий скандал с американской прослушкой. В 2013 году журналы Bild и Der Spiegel сообщили о том, что в 2010 году спецслужбы США сообщили Бараку Обаме о том, что в офисе Меркель установлено звукозаписывающее шпионское оборудование, которое позволяет Вашингтону быть в курсе берлинской внутренней кухни. Обама решил продолжать прослушку Меркель, сообщили немецкие СМИ.

Когда это стало известно канцлеру Германии, она ограничилась парой холодных заявлений, осуждавших США. Однако дальше слов дело не пошло: Берлин не решился ограничивать сотрудничество с американскими спецслужбами.

Отношения с Россией — еще одно поле для предвыборных баталий в Германии. Представители СДПГ не раз критиковали Меркель за слишком быструю поддержку нового пакета американских санкций против России — хотя против них выступало даже руководство ЕС. Например, в августе глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер требовал от Трампа дополнительных гарантий, что антироссийские санкции США не отразятся на экономических проектах ЕС с Россией.

Глава МИД Германии социал-демократ Зигмар Габриэль заявил, что новый закон о санкциях в отношении России неприемлем, так как противоречит международному праву и интересам европейских предприятий.

«Санкционная политика не является подходящим инструментом для продвижения национальных интересов экспорта и отечественной энергетической отрасли», — отметил министр.

О том, что Меркель забыла один из основополагающих принципов германской послевоенной политики, напомнил и российский президент Владимир Путин 17 июня. Это заявление было сделано по печальному поводу: накануне скончался первый канцлер объединенной Германии Гельмут Коль. По словам Путина, взгляды Коля на отношения России и Германии помогли российскому лидеру сформировать взгляд на европейскую политику.

«Они не только произвели на меня большое впечатление, но и в какой-то степени, в значительной степени изменили мой собственный взгляд на эти процессы», — говорил Путин.

По мнению Кирилла Коктыша, слова российского президента были отчасти адресованы и Меркель. «Дело в том, что Меркель изначально была протеже Коля, а спустя годы она же была одним из тех политиков, которые вытеснили его из политики», — напомнил эксперт. Гельмут Коль, несмотря на то, что построил свою карьеру в партии ХДС, тем не менее, признавал, что хорошие отношения с Россией — одна из ключевых задач для успешной политики Германии во всем регионе, добавил Коктыш.

«Коль, несмотря на членство в ХДС, точно был меньшим атлантистом, чем Меркель. В этом смысле предшественник Меркель, канцлер Герхард Шредер, тоже видел Германию как самостоятельного игрока.

Он воспринимал страну как субъекта, который может самостоятельно решать свои проблемы», — добавил собеседник «Газеты.Ru».

Социал-демократ Шредер управлял Германией с 1998 по 2005 годы, и на тот период пришелся расцвет российско-германских экономических отношений.

«Шредер, кстати, был одним из самых антироссийски настроенных политиков Германии в 1990-е годы. Он очень сильно критиковал Москву. Только после того, как Путин выступил в Бундестаге, ситуация начала меняться, — рассказал Владислав Белов. — Политикам удалось наладить хороший личный контакт, что пошло на пользу обеим странам».

Газета.Ru: главные новости