«У США есть стратегия в Сирии на десятилетия вперед»
США намерены сохранить военные базы на севере Сирии даже после победы над боевиками запрещенного в России «Исламского государства». При этом правительство в Дамаске никому, кроме России, не давало официального разрешения на размещение баз на территории страны. Однако де-факто кроме России и США в Сирии уже размещаются вооруженные силы ряда иностранных государств. Какие это будет иметь последствия в будущем — в материале «Газеты.Ru».
Американская армия намерена сохранить свои базы на севере Сирии и после победы над «Исламским государством» (ИГ, организация запрещена в России). Основной союзник американцев в стране — Сирийские демократические силы (СДС) — полагает, что это будет иметь стабилизирующие последствия.
«У США есть стратегия в Сирии на десятилетия вперед. В перспективе будут заключены военные, экономические и политические соглашения между руководством северных районов Сирии и администрацией США», — заявил в интервью агентству Reuters официальный представитель СДС Таляль Сило.
СДС на сегодня являются главным союзником американцев в Сирии. Именно отряды СДС (их костяк составляют формирования ополчения сирийских курдов) сейчас штурмуют Ракку. Ракка, по мнению американских военных, является вторым по символической важности городом ИГ наряду с иракским Мосулом.
По словам Таляля Сило, у США есть стратегические интересы в Сирии «и после истребления ИГ». «Они недавно заговорили о возможности закрепления территории для подготовки военного аэропорта. Это только начало — они дают поддержку не для того, чтобы потом просто уйти. Америка предоставляет эту помощь не просто так», — сказал Сило.
Он предположил, что Сирия может стать новой базой для американских сил на Ближнем Востоке. «Возможно, появится альтернатива их базе в Турции», — сказал представитель СДС, имея в виду авиабазу Инджирлик.
Иностранные армии в Сирии
Упомянутая база Инджирлик на сегодня является основной для США для нанесения ударов по позициям ИГ в Сирии и Ираке. В связи с постепенным, но последовательным сближением Турции и России в военной сфере, американцам, действительно, стоит задуматься об альтернативе этой базе. Также турецкие власти обвиняли ряд высших турецких офицеров Инджирлика в том, что они активно работали вместе с военными США по официальной линии, в подготовке попытки переворота, которая имела место летом 2016 года.
Сегодня кроме России, у которой есть официальная договоренность с правительством Сирии о размещении российских военнослужащих и техники на авиабазе Хмеймим, в этой проблемной ближневосточной стране присутствуют армии ряда иностранных государств.
Например, союзные сирийскому президенту Сирии Башару Асаду иранские военные размещены в разных регионах и активно участвуют в боевых действиях. В интернете время от времени появляются фотографии одного из самых известных иранских военачальников генерала Касема Сулеймани среди своих подчиненных на сирийских фронтах.
Другой важный союзник Асада — ливанское шиитское движение «Хезболла» — также имеет свои опорные пункты в стране. Это является главной причиной, почему периодически сирийскую территорию бомбят израильские ВВС. Для израильтян «Хезболла» является одним из главных врагов и они боятся, что сирийская война дает движению возможность нарастить свой военный и профессиональный потенциал.
В районе города Аль-Баб на севере Сирии расположены подразделения турецкой армии. С ноября 2016 по февраль 2017 года турецкая армия и союзные ей антиправительственные сирийские группировки вели тяжелые бои против ИГ за этот город.
В итоге, по данным немецких журналистов, турки за время боев потеряли не менее 10 своих танков Leopard, не менее 59 солдат были убиты. В Турции государственные медиа эти потери замалчивали.
Сегодня Аль-Баб — основной опорный пункт Турции на севере Сирии. Также в соответствии с договоренностями, достигнутыми между Анкарой, Москвой и Тегераном, в провинции Идлиб должны быть размещены турецкие военные в качестве гарантов прекращения военных действий. Однако из-за нестабильной обстановки турецкая армия до сих пор туда не вошла. В Идлибе весьма активно идут бои между союзной Анкаре группировкой «Ахрар аш-Шам» и радикальной «Джебхат ан-Нусра» (обе организации запрещены в России).
По данным турецкого информационного агентства Anadolu, на севере Сирии к настоящему времени размещаются 10 военных баз США. Все они расположены на территории, населенной преимущественно курдами и подконтрольной СДС. Эта территория носит название Федерация северной Сирии — самопровозглашенной автономии, не признаваемой правительством в Дамаске. Ключевыми являются военные аэродромы в районе городов Румейлан и Кобани. Именно оттуда, по данным Reuters, американские вертолеты вылетают, чтобы поддерживать СДС в Ракке.
Стоит ли за базами новая война
Россия и США являются главными гарантами прекращения конфликта в Сирии. Так считает глава Совета общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия курдов РФ» Фархат Патиев.
«При политическом урегулировании сирийского кризиса нужны будут сильные гаранты, и ими в данном случае могут быть Россия и США одновременно. Достижение договоренностей возможно. У курдов как минимум есть желание и готовность к ведению переговоров», — рассказал он «Газете.Ru».
И в этом контексте, считает Патиев, наличие американских военных баз не несет угроз возникновения нового конфликта после ликвидации ИГ в Сирии.
Угроза нового конфликта возможна в связи с тем, что США, хотя и отказались от требования ухода Башара Асада с поста президента Сирии, по-прежнему считают его противником. Поэтому после уничтожения сил ИГ в Сирии могут надавить на СДС, чтобы те предприняли усилия по насильственному свержению Асада.
Политические лидеры сирийских курдов отстаивают позицию создания федерального государства вместо нынешнего унитарного устройства в Сирии — это является наилучшим выходом из гражданского конфликта в стране. «В условиях ближневосточной действительности любая форма унитаризма пагубна для многонационального и многоконфессионального Ближнего Востока. Наличие американских баз сдерживает искушение сирийских властей восстановить авторитарный режим, наличие российских баз сдерживает искушение турецких властей посягать на суверенитет Сирии и Сирийского Курдистана в частности», — полагает Патиев.
Иного мнения придерживается редактор издания «Езиди-пресс» Рустам Рзгоян. «Курды в Сирии являются всего лишь инструментом реализации политики США. И здесь важно помнить начало сирийского кризиса. Американцы долго игнорировали курдский фактор в Сирии и сделали ставки на них только после того, как стал очевиден провал попыток Вашингтона сформировать из разрозненных оппозиционных групп, в числе которых были и террористические организации, единую силу, способную эффективно бороться против режима Башара Асада. В курдах же американцы видят эту силу, которую они смогут противопоставить Асаду», — сказал Рзгоян в беседе с «Газетой.Ru».
Поэтому, с точки зрения редактора «Езиди-пресс», победа над ИГ еще не будет означать конца сирийского кризиса, а, напротив, может стать началом ожесточенного конфликта между курдами, поддерживаемыми США, с одной стороны, и правительством Асада, с другой стороны.
«Для курдов важно не попасть в этот капкан, который готовит для них Вашингтон, и получить максимум дивидендов, лавируя между более крупными сторонами конфликта.
На данный момент в краткосрочной перспективе курды и американцы вынуждены сотрудничать друг с другом, но в долгосрочной перспективе Вашингтон не готов жертвовать отношениями с Турцией — своим союзником по НАТО — ради Федерации Северной Сирии, где главенствуют структуры, близкие к Рабочей партии Курдистана (РПК, в Турции организация считается террористической. — «Газета.Ru»)», — уверен Рзгоян.