Трамп дал добро на секретную войну в Афганистане
Американские военные не только не уйдут из Афганистана, но и останутся на долгосрочной основе, а контингент будет увеличен. Дональд Трамп, таким образом, принял решение, от которого его давно предостерегали эксперты. Так же, как его предшественник Барак Обама, Трамп вынужден был сдаться под напором военных советников и чиновников Пентагона. Впрочем, даже в этой ситуации Трамп попытается решить проблемы за чужой счет.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг поддержал стратегию США по Афганистану и Южной Азии, озвученную накануне Дональдом Трампом. Новая стратегия, которую представил президент США, не только не предполагает вывода американских войск, но, наоборот, предусматривает введение дополнительного контингента.
Американские военные останутся в Афганистане на долгосрочной основе, констатировал генсек НАТО.
По словам Столтенберга, альянс «остается полностью привержен» такой тактике в Афганистане. Руководитель НАТО ожидает возможности «обсудить новый подход» с министром обороны США Джеймсом Мэттисом и представителями стран альянса.
Глава Пентагона Мэттис, в свою очередь, заявил, что будет контактировать с генсеком НАТО, и добавил: «ряд союзников США «тоже привержены» увеличению численности своих сил.
Столтенберг также напомнил, что страны альянса договорились об увеличении численности своей небоевой миссии «Решительная поддержка» в Афганистане с 2018 года.
Что собой представляет «новая афганская стратегия Трампа»
По предварительным оценкам, предусматривается отправка еще около 4 тыс. военнослужащих США в эту страну. Сейчас там размещено 8 тыс. 400 американских военных. При этом, как заявил Трамп, США теперь не будут сообщать о численности воинского контингента в Афганистане.
Напомним, для сравнения: на пике военного присутствия США в этой стране, в 2010 году, группировка американских войск достигала 100 тысяч человек.
США намерены «расширить полномочия» своего контингента, дав возможность атаковать «террористов и криминальные сети».
Предполагается более тесно консультировать афганские вооруженные силы, интенсифицировать подготовку местного спецназа и оказывать афганским военным огневую поддержку.
С талибами предполагается не только воевать
В идеале Вашингтон хотел бы усадить эту группировку за стол переговоров с кабульским правительством.
Талибам не победить военным путем, но они могут достичь мира и законного статуса через переговоры и политическое урегулирование, заявил глава Госдепа Рекс Тиллерсон. Он сообщил, что США готовы поддержать переговоры «без предварительных условий».
Американские СМИ полагают: Вашингтон пытается «нивелировать успехи «Талибана» и одновременно организовать борьбу с афганским «филиалом» ИГ. Но «новая линия» Вашингтона является частью политической стратегии США не только по отношению к Афганистану. Трамп вспомнил о двух вечно соперничающих региональных «тяжеловесах».
Обвинения в адрес Пакистана и приглашение к торгу с Индией
Президент США раскритиковал Пакистан, традиционно считающийся союзником Соединенных Штатов, за то, что тот позволяет экстремистам создавать убежища на своей территории.
В Афганистане и Пакистане «самая высокая концентрация» террористических группировок в мире – 20 организаций, сказал американский президент.
В этой связи Трамп призвал пакистанские власти пересмотреть свою политику. Если же Исламабад не сделает этого, то у Вашингтона есть ряд инструментов для давления на него, считают американские СМИ. В частности, США могут сократить помощь, наложить санкции на пакистанских официальных лиц и, возможно, расширить полномочия военных по проведению авиаударов по исламистам в Пакистане.
Новая стратегия США предполагает развивать сотрудничество по Афганистану с Индией. Трамп отметил вклад Дели в борьбу с террористами в Афганистане, но дал понять: Вашингтон ждет большего, учитывая, что «Индия делает миллиарды долларов на торговле с США». От Индии ждут «экономической поддержки» в решении проблем Афганистана.
Есть ли что-то новое в «новой стратегии»?
«Это не новая, а старая стратегия. Они ничего, в сущности, не поменяли», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт Центра изучения современного Афганистана Дмитрий Верхотуров.
В качестве единственного новшества он выделил заявление Трампа о том, что США не будут больше сообщать о действиях американских войск и о численности контингента.
То есть, по сути, эта война станет для международного сообщества секретной.
Наращивание количества американских войск вряд ли связано с консультированием и обучением афганской армии, полагает эксперт. «Я думаю, что они в основном будут воевать сами. Это делается для того, чтобы поддерживать американскую армию, скажем так, в тонусе», – отметил он.
Верхотуров также уверен, что быстрой победы план Трампа американцам не обеспечит. «Это долгосрочная стратегия. Они готовы воевать десятилетиями, пока талибам не надоест. Они не ставят перед собой задачи непременно разгромить», – указал собеседник.
По его словам, американские войска выдавят талибов в горные сельские районы и там будут удерживать, связывая большим количеством всевозможных мелких стычек до тех пор, пока у них не кончится либо терпение, либо ресурсы. Это американская тактика борьбы с партизанами, которую они опробовали еще в Латинской Америке, пояснил эксперт.
Из «голубей» в «ястребы»
Мировые СМИ не могли не отметить очевидную «метаморфозу» Трампа.
Во время предвыборной кампании, шедшей под лозунгом «Америка прежде всего!», Дональд Трамп призывал немедленно свернуть зарубежные кампании, в том числе операцию в Афганистане (которую обещал завершить Барак Обама и не сдержал обещание). Считалось, что главным апологетом «нового изоляционизма» в окружении Трампа был его советник по стратегическим вопросам Стив Бэннон, на днях отправленный в отставку.
Еще в июне Трамп был категорически против увеличения военного контингента.
«Мы проигрываем эту войну», – подчеркивал президент США.
А буквально накануне Трамп вновь повторил свой предвыборный тезис, заявив: США прекратят использовать военную силу для «построения демократии» в других государствах.
Но, как констатировало в начале августа издание Foreign Policy, Трамп «теперь уже не столь твердо придерживается» своей линии. Профессор Гарвардского университета Стивен Уолт в комментарии Foreign Policy назвал введение дополнительных сил в Афганистан одной из потенциальных ошибок Трампа.
Теперь эту ошибку можно считать совершенной.
После трех месяцев ожесточенных споров (и в отсутствие Стива Бэннона) главным сторонникам наращивания войск – главе Пентагона Мэттису и советнику по нацбезопасности Герберту Макмастеру (находившемуся с Бэнноном «в контрах») – все же удалось продавить свою позицию.
Основным аргументом «ястребов» было то, что нынешнее афганское правительство не контролирует страну полностью (что продемонстрировали взрывы в Кабуле). «Ястребы» апеллировали к тому, что Афганистан в этом случае повторит судьбу Ирака после решения Обамы вывести войска. В итоге Трамп признал вынужденность подобной меры и, как констатирует NY Times, «уступил».
По стопам Обамы
По сути, Трамп повторил путь Барака Обамы, пришедшего к власти под лозунгами вывода войск из Афганистана, а затем значительно нарастившего американский контингент в этой стране, доведя его до уже упомянутых рекордных 100 тыс. человек. В итоге так же, как и его предшественник, Трамп вынужден был сдаться под напором своих генералов.
В то же время эксперты и СМИ уверены, что новая стратегия Трампа не обеспечит быстрой безоговорочной победы. Так, в частности, полагает эксперт Брукингского института Майкл О'Хэнлон, который выступал за отправку большего количества войск в Афганистан.
Неизвестно, насколько стратегия Трампа будет эффективна для оказания давления на «Талибан» и заставит ли это его сесть за стол переговоров, подчеркивают американские СМИ. В свое время наращивание контингента не помогло Бараку Обаме ни добиться победы, ни склонить талибов к переговорам. Сейчас же речь идет о количестве войск в разы меньшем.
Зачем Вашингтону сейчас понадобился Афганистан?
Смена риторики Трампа относительно Афганистана связана с тем, что там есть большой стратегический интерес для США, подчеркнул Верхотуров. «В частности, это аэродромы. Они их ни уступать, ни отдавать не собираются», – рассказал эксперт.
Он отметил, что это дает американцам очень серьезное стратегическое преимущество. «Например, для развертывания войск, для внезапного удара стратегическими бомбардировщиками», – объяснил собеседник. Американцы заняли очень выгодный плацдарм и против России, и против Китая одновременно, не говоря уже о том, что это дает им выход и на всю Южную Азию, указал он.
«Трамп явно прикрывается риторикой борьбы с терроризмом, чтобы замаскировать свои намерения. Понятно, что, если он скажет, что его главная задача – иметь стратегический плацдарм, то там будут совсем другие последствия», – подчеркнул Верхотуров.
Давление на Индию и Пакистан является лишь небольшой частью стратегии, уверен Верхотуров. «Американцы вообще стараются решать свои проблемы чужими руками – это черта их стратегии характерная», – подчеркнул он.
Кроме того, Пакистан все больше и больше развивает отношения с Китаем, отдаляясь от США, так что это может быть попыткой обратно под себя его подмять, отметил эксперт. В то же время он отметил, что у Пакистана есть выбор и он может лишь еще больше переориентироваться на Китай, став, условно говоря, участником возможной антиамериканской коалиции.