Ещё

Сели на мель 

Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости
Украина направила в Международный арбитражный суд официальную жалобу на строительство Россией Крымского моста. Основная претензия Киева носит экономический характер: внезапно выяснилось, что украинские порты вскоре понесут довольно серьезные убытки. Что конкретно намерены предпринять власти Украины, есть ли у дела перспектива и почему вопрос этот обсуждается именно сейчас — разбиралась «Лента.ру».
Строим мост вместе!
Сейчас это звучит странно, но долгие годы Украина была весьма заинтересована в строительстве моста через Керченский пролив. В 2010 году в рамках харьковских соглашений Киев и Москва достигли по этому проекту предварительной договоренности. Резоны для украинской стороны были чисто экономические: мост значительно сокращал путь при доставке товаров между странами, что при торговом обороте тех лет давало бы огромную экономию. И это не считая выгод использования моста в логистических целях третьими сторонами (например, как часть транспортного коридора из Азии в Европу). «Как только мы построим этот переход, в Крыму и на Кавказе все изменится. Это международный транспортный коридор, который позволит быстрее развиваться нашим регионам», — говорил тогдашний президент Украины Виктор Янукович.
В 2010 году Киев и Москва достигли предварительной договоренности по проекту моста
В 2010 году Киев и Москва достигли предварительной договоренности по проекту моста
Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости
Правда, нельзя сказать, что киевское правительство засучив рукава бросилось воплощать задуманное: в первые годы состоялось лишь несколько совместных рабочих совещаний. По иронии судьбы, второе дыхание проект получил в конце 2013 года — в те дни, когда в Киеве вовсю разгорался Евромайдан. В ходе последнего официального визита Януковича в Москву 17 декабря 2013-го стороны подписали соглашение с весьма конкретными параметрами: ТЭО разрабатывает Россия, строительство продлится четыре-пять лет, стоимость проекта составит от 1,5 до 3 миллиардов долларов, которые стороны потратят поровну, для чего создадут совместное украинско-российское предприятие и межправительственную комиссию. 29 января 2014 года, менее чем за месяц до госпереворота, правительство Украины, которым тогда еще руководил Николай Азаров, окончательно утвердило этот документ.
То, что постмайданный Киев намерен противодействовать строительству Крымского моста, стало ясно сразу. Правда, на первых порах новые власти Украины резких движений не предпринимали. Вышеупомянутое соглашение с Россией было расторгнуто правительством Арсения Яценюка лишь в октябре 2014-го. Украинская сторона, которая достаточно бесцеремонно трактовала все существующие соглашения с Россией, в этом случае почему-то не спешила: Москве было выслано уведомление, после чего Киев выдержал полугодовую паузу. И даже когда стало ясно, что Россия будет строить мост в любом случае, в столице Украины достаточно продолжительное время сохраняли спокойствие — дескать, все это развалится само собой и без нашего участия. Надо сказать, что такой позиции способствовали публикации в провластных СМИ и публично высказываемые мнения близких к официальному Киеву экспертов: якобы и денег у России на такую стройку нет, и технологии отсутствуют, и рельеф дна подкачал.
NASA нам поможет
Серьезную юридическую озабоченность в правительстве Украины высказали примерно год назад, в сентябре 2016 года. Так, заместитель министра иностранных дел по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль обвинила российскую сторону в гибели дельфинов в проливе. «Мы рассказали (…) об отрицательном влиянии строительства Керченского моста на окружающую среду и экологию Черного моря. В частности, о гибели дельфинов, получающих гидроакустический удар из-за бурения или забивания свай. И о том, что при строительстве Керченского моста поднимается ил, являющийся в той части моря наиболее загрязненным, из-за чего гибнет рыба. Это имеет негативный эффект на всю экологию Черного моря», — заявила чиновница и уточнила, что информация об