Новый уровень «Рашагейта»: зачем созывают присяжных?

СМИ узнали о созыве жюри присяжных по «Рашагейту». Об этом известно со слов источников The Wall Street Journal. Информацию подтвердили собеседники других изданий.

«Рашагейт» выходит на новый уровень
© Joshua Roberts/Reuters

Утверждается, что специальный прокурор Роберт Мюллер созвал коллегию присяжных для отправки повесток о даче показаний приближенным Дональда Трампа, заподозренным в сговоре с Москвой. Это обозначает новый этап расследования «Рашагейта», но не обязательно говорит о близости каких-либо процессуальных действий, рассказывает корреспондент Reuters по правовым вопросам Джулия Эдвардс-Эйнсли:

«Использование жюри присяжных для направления повесток говорит о том, что расследование Роберта Мюллера дошло до такой точки, когда спецпрокурор считает, что может добиться уголовных приговоров или как минимум возбуждения уголовных дел в отношении тех людей, которые эти повестки получили. Это выводит расследование на новый уровень. Было известно, что Мюллер занимается двумя вопросами: потенциальным российским вмешательством в прошлогодние выборы и возможным сговором между кампанией Трампа и Москвой. Направление повесток приближенным Трампа говорит о том, что спецпрокурор добился определенных успехов как раз по второй части расследования — по сговору. Для дачи показаний вызваны Трамп-младший, Джаред Кушнер и Пол Манафорт, которые встретились с российским адвокатом летом прошлого года. Это говорит о том, что Мюллер считает эту встречу значимой и хочет получить от ее участников дополнительную информацию».

Насколько значим созыв жюри присяжных и действительно ли расследование «Рашагейта» близится к развязке, рассуждает эксперт по международным отношениям, доцент МГИМО Михаил Троицкий:

«Смысл такого жюри присяжных заключается в том, что вызываемые лица перед ними дают показания в одиночестве и под присягой, а когда вы под присягой, сообщение ложной информации сразу влечет за собой уголовную ответственность. При этом свидетель, который дает показания, не знает, что на самом деле уже известно следствию, и поэтому дающий показания имеет серьезные стимулы говорить только правду. До сих пор никто из лиц, которые, возможно, вызваны для дачи показаний под присягой, таких показаний не давал, они только отвечали на вопросы конгрессменов, но не под присягой, соответственно, за утайку чего бы то ни было или сообщение неверной информации они уголовной ответственности пока не несли. Желание опросить свидетелей в таком серьезном формате говорит о том, что наверняка у следствия какая-то информация, которую оно хочет проверить на тех, кого будут опрашивать. Но говорить о выдвижении обвинений против кого бы то ни было, я думаю, еще очень рано, тем более, скорее всего, многие из дел, которые расследуют спецпрокурор, связаны между собой. Поэтому обвинения, вполне возможно, будут предъявлять только тогда, когда расследования по всем или по многим направлениям будут завершены».

Четверг вообще стал не самым удачным днем для президента США. К The Washington Post попала секретная стенограмма телефонных контактов Трампа с президентом Мексики Энрике Ньето и премьер-министром Австралии Малькольмом Тернбуллом, согласно которой он угрожал одному и нахамил другому. В Совете нацбезопасности США отказались подтверждать или опровергать достоверность стенограмм.